На первый взгляд, увлекательное катание по льду имеет ряд негативных особенностей, и в этом вступлении уместно большими красными буквами написать «Опасно», но в жизни всякое бывает и знать специфику льда важно.
Чистый лед без снега не охлаждает снегоход и не «смазывает» склизы – пластиковые проставки между гусеницей и направляющими подвески. В таком режиме они «сгорят» быстро, и скоро услышите их характерный запах. Закончите склизы – прикончите гусеницу. Поэтому если ситуация безвыходная и обязательно нужно преодолеть участок замерзшей реки или озера – преодолевайте осознавая специфику.
Не идите след в след, потому как у каждого будет разная длина тормозного пути в силу отличного типоразмера гусеницы (у каждой разная), конька (разный износ и следовательно высота), общей массы. Двигайтесь слегка в шахматном порядке.
Лед, на первый взгляд идеально ровный, коварен изломами, торосами и прочими специфическими деформациями, которые отсутствуют на обычном снегу. И, как следствие, управление снегоходом на льду имеет специфику не только высокого проскальзывания гусеницы и лыж, но и резкого бокового переворота.
Это нехороший переворот, потому как большая масса снегохода быстро окажется на райдере, причем в отличие от снега, который демпфирует удар, лед этого делать не станет.
В такой ситуации особенно уязвима шея, а если это гражданское катание, понятно, что никакой защиты шеи нет. На моей памяти были такие «уборки» на льду, когда шлема разлетались в щепки. При всем своем обаянии, лед несет больше риска, чем кроссовая трасса или двойной бэкфлип.
Для преодоления участка с тонким льдом, как и в случае езды по воде, нужен хороший ход, поэтому выходите на лед на скорости. Не нужно лететь сломя голову, хватит 30-40 км в час. Не перегазовывайте, потому как это приведет к развороту и неконтролируемому скольжению. А в скольжении по льду самый опасный фактор – переворот.
Если упали вместе со снегоходом, откатитесь от него, чтобы уменьшить нагрузку на лед. И не вставайте сразу на ноги – послушайте лед, как он ведет себя в том месте, где сейчас лежите. Если ситуация критическая, но он вас держит – не садитесь на снегоход. Набросьте лассо из альпинистского каната на какую-нибудь выступающую часть снегохода и вытащите аппарат (если позволяет скольжение) на более прочный участок льда.
Всегда имейте в голове план действий на случай критической ситуации – если лед под снегоходом станет ломаться, не сбрасывайте скорость. Это может быть верхний тонкий лед, с прослойкой воды, под которой лежит основной прочный лед.
Не сбавляйте скорость при любой нештатной ситуации на льду, даже если впереди начинает маячить открытая вода – не сбавляйте ход, и сможете проскочить коварный участок.
Если на большой скорости увидали перед собой воду – вы редкий идиот, но рекомендации остаются в силе – не сбрасывайте ход и уходите к берегу. Если лед ломается, а снегоход теряет ход, отделяйтесь от снегохода и откатывайтесь в сторону. Ему не поможешь, а себе еще да.
Кстати, без вас у снегохода большие шансы зависнуть в провале и не уйти под лед. Эвакуация – это другая история. И пусть ею займутся люди более грамотные, чем вы.
Откатились – послушали лед и, если безопасно, вставайте и идите к берегу. Если нет – катитесь или ползите, принимая максимально большую площадь контакта.
“Дело умных – предвидеть беду, пока она не пришла, дело храбрых – управляться с бедой, когда она пришла”.
Библия Снегоходчика. Искусство управления. Стр. 226
#снегоход #снегоходы #снегоходчики #снегоходырулят #снегоходноевремя