«Если у меня нет причуды, смогу ли я стать героем? Может ли человек без суперспособностей стать таким же героем, как ты?» – спрашивает простой паренёк у любящего кино супергероя…
Спросили бы и мы, но вот же ж блин – мы не нарисованы в манге!..
С некоторых пор «по всей Земле начали рождаться люди, наделённые всевозможными сверхсилами, так называемыми причудами». «Постепенно все просто привыкли», и «сегодня восемьдесят процентов населения Земли – это сверхлюди с суперспособностями!»
Одна девочка, например, может при помощи ушных разъёмов «усиливать стук своего сердца до взрывной громкости»!
С появлением у людей всевозможных причуд стремительно росло и число преступлений. Решить эту проблему государство было не в состоянии. В результате самые отважные граждане взяли на себя борьбу с преступностью – в лучших традициях героев комиксов.
Мир, придуманный Кохэем Хорикоси, не назовёшь совсем уж оригинальным: первое, о чём вспоминаешь, читая эту мангу, – «One-Punch Man» с очень близкой концепцией супергероики. Только вот манга One куда круче, так как работает, можно сказать, на другом читательском (или зрительском) поле, отталкиваясь по меньшей мере от старшеклассников, а ещё лучше – от студенческой аудитории с её «повидавшим жизнь» цинизмом. Тогда как Хорикоси пусть и начинает своё повествования с девятого (по нашему летоисчислению) класса, ставя в центр рассказа 14-летнего паренька (15-летний рубеж тот пересекает довольно быстро), но ощущение пока что такое, что его ориентир – не сверстники героя, а всё-таки начальная школа с её, в первую очередь, наивной восторженностью и верой в светлое будущее.
Подтвердилось самое первое ощущение, вызванное одним только внешним видом этой книги: по духу своему она куда ближе к пиратскому «One Piece» с героической романтикой и даже не юношеским, а совсем уж детским максимализмом.
Но не сказать, что это – «плохо». Просто «Токийский гуль» с его ужасающей мрачностью – это для одних читателей, а «Моя геройская академия» с её относительной беззаботностью и лёгкостью – совсем для других.
Академия Юэй, геройское отделение! Здесь воспитывают героев, способных стать истинными профессионалами своего дела! Это, несомненно, самая популярная, самая крутая школа подобного профиля в стране! Каждый год конкурс в неё превышает триста человек на место!
Как зачастую водится, данный том соединяет две оригинальные книжки. И первая из них называется вполне себе героически – «Идзуку Мидория: Начало». Этот Идзуку по прозвищу Дэку собственной «причудой», к сожалению, обделён, хотя мечтать поступить в академию Юэй ему никто (ну, почти никто) не запрещает. Фанатея от супергероев, он тщательно конспектирует все их подвиги, надеясь на то, что их прилежный анализ как-то поможет ему в будущем…
Мечты и надежды так и остались бы призрачными фантомами, если бы не случайная встреча лицом к лицу с первым героем современности – Всемогущим, «мегапопулярным символом мира во плоти», неизменно возглавляющим всевозможные рейтинги популярности («Одним своим существованием он наводит ужас на злодеев»), причуда которого – «одна из семи величайших тайн человечества» («Споры и дискуссии о ней ведутся постоянно»).
Поначалу Всемогущий – успевающий расписаться в заветной тетрадочке до того, как его об этом попросили («Теперь эта тетрадка будет передаваться по наследству! Как семейная реликвия!»), – не видит в своём новом знакомом, жаждущем помогать людям, никакого особого потенциала и советует не завышать определённую судьбой рамку: «Хочешь помогать людям – иди в полицейские». Однако последующие события заставляют его передумать – и присмотреться к пареньку повнимательнее…
Я уже начал подыскивать себе преемника… Но потом увидел тебя в действии и решил, что ты вполне подойдёшь! Не обладая никакой суперсилой, а просто восхищаясь подвигами других, на поверку ты оказался самым смелым из всех героев и, когда потребовалось, без малейших сомнений бросился на помощь!
Надо ли говорить о том, что в результате Идзуку выдержит вступительный экзамен?.. Но к чести автора, тут большее значение имеет то, как именно это произойдёт. Хорикоси не идёт проторенными путями – и представляет нам не уже состоявшегося (хотя бы внутри) героя, а очень сомневающегося в себе и даже порой заикающегося человечка, чьи потовые и слёзные железы (как мы узнаём из «закадровых» вставок) «всегда готовы к работе». Его попадание в академию – не столько свидетельство его очевидных заслуг, сколько выдаваемый ему педагогами кредит доверия, которые видят, что он пока – «словно дитя, решившее побаловаться с неподвластной ему силой» («Для начала ему нужно научиться регулировать уровень своей силы»), но решают дать ему шанс окрепнуть и проявить себя по-настоящему.
«Есть мнение, что награда, заработанная тяжёлым трудом, и награда, доставшаяся тебе случайно, совершенно не одно и то же! – поучает Всемогущий мальчугана. – Уясни раз и навсегда: свою силу ты заслужил потом и кровью!» На что в голове у Идзуку мелькает шальная мысль: «Чувствую себя так, словно сошёл со страниц комикса»…
Природные катаклизмы, крупные катастрофы, бессердечные злодеи… Всё это бедствия, которые могут случиться в любой момент. В нынешней Японии несправедливости выше крыши. И с этой несправедливостью приходится бороться именно героям. Всех, кто думал после уроков на компе видосики смешные смотреть, вынужден разочаровать. За время трёхлетнего обучения академия Юэй приложит все усилия, чтобы выжать из вас все соки.
Но учёба была бы не столь весела, если б не регулярные злоключения – и уже во второй части тома («Бей со всей дури, чёртов ботан!») в академию проникает Альянс злодеев: «С одной лишь целью… Чтобы Всемогущий, этот символ мира, наконец соизволил испустить свой последний вздох»…
Без обид, пацан! Скажи «пока» своей жизни!
И тут не без опоздания понимаешь, что «Моя геройская академия» на самом деле больше всего напоминает Хогвартс.