Найти в Дзене
НКО России

Устойчивое развитие в действии или о том как построить стартап из уральской деревни

Следующим нашим героем будет уже многим известная Гузель Санжапова. О её Coco Bella Honey написал и The Village, и Inc.Russia, и ДК, и даже "Редакция" - настолько притягательна оказалась её история. Действительно, реализовать товары из глухой уральской деревни на премиальном московском рынке не так то просто - но Гузель справилась, возродив целую деревню. Итак, началось всё с того, что отец Гузели владеет пасекой в деревни Малый Турыш, Свердловская область, но заниматься ей не хватает времени и желания. Поэтому дочка решила помочь отцу превратить ненужную пасеку в интересное дело и заняться им самой. Для этого она подумала, что обычный мёд нравится далеко не всем (в том числе ей самой) и решила добавить туда ягоды, чтобы получить крем-мёд, не засахарившийся, но с теми же полезными свойствами. Откуда взять ягоды? Правильно, в деревни можно нанять местных жителей-пенсионерок, давая им неплохие деньги и работу. Так и получился социальный проект - Coco Bella Honey. Продукт быстро заво

Следующим нашим героем будет уже многим известная Гузель Санжапова. О её Coco Bella Honey написал и The Village, и Inc.Russia, и ДК, и даже "Редакция" - настолько притягательна оказалась её история. Действительно, реализовать товары из глухой уральской деревни на премиальном московском рынке не так то просто - но Гузель справилась, возродив целую деревню.

Итак, началось всё с того, что отец Гузели владеет пасекой в деревни Малый Турыш, Свердловская область, но заниматься ей не хватает времени и желания. Поэтому дочка решила помочь отцу превратить ненужную пасеку в интересное дело и заняться им самой. Для этого она подумала, что обычный мёд нравится далеко не всем (в том числе ей самой) и решила добавить туда ягоды, чтобы получить крем-мёд, не засахарившийся, но с теми же полезными свойствами. Откуда взять ягоды? Правильно, в деревни можно нанять местных жителей-пенсионерок, давая им неплохие деньги и работу. Так и получился социальный проект - Coco Bella Honey.

Крем-мед с земляникой
Крем-мед с земляникой

Продукт быстро завоевал свой рынок. Получив красивый дизайн от партнёра Гузели дизайнера Натальи, команда начала тестировать свою продукцию, сначала на одном из фестивалей Екатеринбурга. Было распродано 46 баночек, а значит можно было идти дальше - в Москву. В Москве за первый год проекта было продано 1200 баночек (хотя план был в 500), что давало сигнал о возможности масштабирования бизнеса. Сейчас у Гузели уже цех по производству не только мёда, но и чайных леденцов, косметики и прочего, на котором работает 11 постоянных работника и 100 сезонных.

А планы потрясают своей амбициозностью (особенно учитывая локацию). Это и карамельная фабрика, стоимостью 20 млн рублей, и оборачиваемость двухсот сезонных работников за год, и досуговый центр в деревни, и поиски "зимних" сезонных работ, и выкуп соседнего участка для высаживания вишнёвого сада, и даже туристический квест в деревни Малый Турыш. Несмотря на локальность, проект "вытаскивает" целую деревню без всяких гос. программ по развитию территорий на 100500 деревней, которые заканчиваются открытием разбитой дороги или закрытием единственного колодца... Именно в таком масштабе и призывает мыслить активных людей Гузель Санжапова - не ударными стройками, а местными и высокоэффективными проектами.

Огромная доля успеха в такого рода проектах - это история, умение её донести до клиентов. И Гузели явно это удалось: аутентичный дизайн, краудфандинговые сборы с видео-историей о жизни деревни, бесчисленные интервью с "модными" бизнес-журналами и ютуб-проектами, участие в различных конференциях "устойчивого развития", партнёрство с корпорациями типа "Unilever" и "Металлоинвест".

Немаловажная составляющего этого успеха кроется в самой истории: вернуться из Москвы в деревню, построить бизнес на семейной пасеке и оживить целую деревню, впечатляет не правда ли?

Крем-мед с лимоном
Крем-мед с лимоном

Ну и о деньгах, куда же без них. Первоначальные инвестиции - семейные 300.000 рублей, потраченные на немецкий аппарат для взбивания мёда, фасовочную машину, партию тары и труд работников. Расширялись при помощи краудфандинга - на доп. оборудование собрали 454.000 рублей, на цех - 653.000 рублей + прибыль и личные накопления, на уже карамельную фабрику - 2.100.000 рублей. Вот так история зацепила аудиторию Boomstarter. Ещё один важный источник денег - номинация Social Impact Award (150.000 рублей) и президентский грант на досуговый центр для деревни. Плюс социального предприятия состоит именно в диверсификации своих инвестиций - это и прибыль, и пожертвования, и гранты, и помощь партнёров ("Металлоинвест" дала стали на 170.000 рублей бесплатно).

Вот такие люди и должны (и будут) строить Россию, пока очередной чиновник закрывает сельскую школу или открывает разбитую дорогу...

Источник: The village