Найти тему
Office Life

«На карточке было 900 рублей, осталось 80». Почему сложно не стать жертвой фишинга? Два кейса мошенничества

Оглавление
Фото: freepik.com / mrsiraphol
Фото: freepik.com / mrsiraphol

Office Life проанализировал несколько историй людей, у которых мошенники списали деньги с банковских карт.

ЗЛОУМЫШЛЕННИКИ ЯКОБЫ ХОТЕЛИ ПОМЕШАТЬ МОШЕННИКАМ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВАШЕЙ КАРТОЧКОЙ

Минчанка Юлия получила материальную помощь от государства в размере 900 рублей на покупку детской обуви. У Юлии трое детей, и это было единовременное пособие за два месяца. Самое любопытное, что мошенники отреагировали на перевод денег в течение... нескольких часов.

Раздался звонок на мобильный телефон якобы от сотрудника службы безопасности Беларусбанка. Первый вопрос — уточняющий месторасположение: «Где находитесь?»

Затем «сотрудник банка» вежливо разъясняет, что с картой совершаются непонятные действия: идут списания средств в Мозыре, и опять задает уточняющий вопрос: «Это вы делаете?», «Мы так и думали, что не вы!». Каждый ответ подкреплялся репликой: «Зафиксировано». Тем самым «сотрудник банка» показывает, насколько важны показания.

Вызвать доверие также призвана легенда «сотрудника службы безопасности» о недобросовестных сотрудниках банка, которые передают персональные данные мошенникам или сами списывают деньги с карт клиентов. Так злоумышленники приглашают «жертву» к сотрудничеству, чтобы... «остановить мошенников».

Любопытно, что к разговору подключаются и другие «сотрудники банка». Юлию несколько раз переключали на разные отделы «банка». А номер карты она называла и вовсе... «роботу».

Расспросы ведутся так, чтобы запутать или вызвать замешательство: просят припомнить последний платеж, после чего сообщают, что подключают к разговору робота, которому нужно продиктовать номер карты и код с обратной стороны.

При этом действуют грамотно: сначала якобы просто уточняют: «У вас такой-то код?» Если нет, то «команду роботу нужно отменить и сказать действительный код».

Злоумышленники в общении крайне милые предупредительные люди: они советуют «завтра зайти в банк, чтобы сделать новую карточку». Они настойчивы — перезванивают по нескольку раз, чтобы узнать пришло ли смс с кодом на ваш телефон.

Когда Юлия позже перезвонила по тому самому «банковскому телефону», трубку подняла «Марья Ивановна», которой тоже звонили «мошенники». Office Life тоже набрал этот телефонный номер, но в данный момент он недоступен.

Кстати, в таких ситуациях рассчитывать на компенсацию от банка не приходится, так как клиент добровольно передал сведения о своей карте третьим лицам.

В результате «возврата денег» Юлия недосчиталась 820 рублей. Мошенники не стали снимать всю сумму и оставили минчанке 80 рублей.

Заметим, что 3 недели назад Юлия совершала покупку на AliExpress.

«У МОШЕННИКОВ БЫЛИ МОИ ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ И НОМЕР КАРТЫ»

Mинчанка Инна рассказала в Facebook свою историю.

Инна «повелась» на разговор с «сотрудником службы безопасности банка», после того как пыталась оплатить карточкой небольшую покупку в интернет-магазине 21 vek. После ввода данных банковской карточки на экране компьютера появилось сообщение интернет-магазина: «Вы не можете произвести оплату, поскольку превышен лимит совершения операций по карте. В ближайшее время с вами свяжется наш оператор».

«Поскольку никаких операций я не совершала, то немного встревожилась. И тут мне позвонил «сотрудник банка», и началось примерно то, что описано в сообщении пресс-службы МВД. У мошенников были мои личные данные и номер карты! Скорее всего, в браузер был внедрен вирус, который подставил мне для заполнения фальшивую форму, и я внесла в нее сведения с карты». Инна отделалась моральной травмой от нескольких минут общения с мошенниками.

Совет один: если вам звонят из банка, сразу же прекращайте разговор.