“Из всех искусств для нас важнейшим является кино!” – однажды произнес В. И. Ленин, подразумевая не только большое значение кинематографии для идеологии и просвещения, но и вытекающее из этого следствие – приоритет общественного характера кино над личным. В сущности, жанр авторского кино стал возможен в нашей стране лишь с началом перестройки, а до этого автобиографическое начало в фильмах, как правило, отодвигалось на второй план. Однако на любое правило найдется исключение, и сегодня мы вспомним пять советских фильмов, ставших во многом автобиографичными и даже исповедальными для снявших их режиссеров.
1. “Подранки” (1976 г., реж. Н. Губенко)
“Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете”, – этим эпиграфом из очерка Александра Твардовского открывается фильм Николая Губенко “Подранки”. Картина, рассказывающая о писателе Алексее Бартеневе, в годы войны мальчишкой потерявшем родителей и попавшем в детдом, стала для режиссера во многом автобиографичной – все показанное в фильме он пережил и сам. Эпизоды из взрослой жизни Бартенева, ищущего своих братьев и сестер по данным архива, переплетаются с воспоминаниями из его детства – молодой привлекательной учительницей, загоравшей с книгой на крыше интерната, строгим воспитателем, никогда не снимавшем черных кожаных перчаток, грустным дворником в исполнении Евгения Евстигнеева и другими пронзительными штрихами из прошлого. При этом драматическая история мальчика-сироты приобретает удивительную поэтичность благодаря симфонической музыке Вивальди, Марчелло и Корелли и стихам Геннадия Шпаликова, звучащим за кадром. В сущности, рассказав о собственном потерянном детстве, Николай Губенко отразил трагедию целого поколения, и потому “Подранки” – глубоко личное высказывание, поднимающееся до уровня всечеловеческого обобщения.
2. “Застава Ильича” (1964 г., реж. М. Хуциев)
Одна из главных оттепельных лент “Застава Ильича” (также известная как “Мне двадцать лет”) не была для режиссера Марлена Хуциева автобиографичной в буквальном смысле слова, однако образы трех главных героев фильма во многом пересекаются с личностью самого Хуциева. По собственному признанию режиссера, Сергей в исполнении Валентина Попова олицетворяет его размышления по поводу настоящего и будущего, Слава в исполнении Станислава Любшина – его “социальное” я, а Николай в исполнении Николая Губенко – то, каким Хуциев хотел бы себя видеть в общении с девушками. Такая психологическая связь со своими героями позволила режиссеру придать каждому из них глубокий и проработанный характер и в то же время отобразить людей своей эпохи, живших после переломного в жизни страны XX съезда. Внутренний конфликт героев, в особенности Сергея, в финале встретившегося со своим погибшим на войне отцом, – это в первую очередь внутренний конфликт самого Хуциева, и оттого каждая реплика в фильме звучит убедительной и неслучайной. Как говорил сам режиссер, все свои фильмы он снимал, только пропуская все показанное через себя, – и в этом, пожалуй, главный секрет его творчества.
3. “Зеркало” (1974 г., реж. А. Тарковский)
Как мы уже сказали, в СССР не было авторского кино в современном понимании – и тем более уникальным явлением стало появление фильма Андрея Тарковского “Зеркало”, состоящего исключительно из воспоминаний и рефлексии режиссера по поводу своего детства в предельно метафорическом и ассоциативном виде. В ленте нашли отражение и развод родителей Тарковского, и рабочие будни его матери, и воспоминания о войне, и даже собственные сны режиссера. При этом “Зеркало” поражает невероятной гармонией – казалось бы, разрозненные фрагменты воспоминаний при помощи кинохроники, закадровой речи и ассоциативных связей сплетаются в единое целое, в своеобразную экранную симфонию – неслучайно у Тарковского было 26 вариантов монтажа картины. После сдачи ленты председатель Госкино Филипп Ермаш воскликнул: “У нас, конечно, свобода творчества! Но не до такой же степени!” – и был по-своему прав, поскольку появление настолько личного фильма-размышления трудно представить даже сегодня.
4. “Детский сад” (1983 г., реж. Е. Евтушенко)
Путь Евгения Евтушенко в кино был медленным, но верным – в 1964 году поэт выступил в качестве автора сценария к фильму М. Калатозова “Я – Куба”, в 1979 году сыграл главную роль в картине С. Кулиша “Взлет”, а в 1983 году замахнулся на свой собственный фильм. Как и предыдущие ленты нашей подборки, “Детский сад” рассказывает о детстве самого автора, пришедшемся на военные годы. На экране появляются и закутанная в маскировочные чехлы Красная площадь, и малая родина поэта – станция Зима с ее почти что патриархальным укладом жизни, и переполненный поезд, на котором в реальности 9-летний Евтушенко четыре месяца ехал в эвакуацию. Несмотря на то, что фильм стал первым режиссерским опытом поэта, он вызвал живой отклик и у нас, и на Западе, и даже участвовал во внеконкурсной программе Венецианского кинофестиваля. Кстати, “Детский сад” – не единственная режиссерская работа Евтушенко: в 1990 году он снял ощутимо более метафорическую и “перестроечную” по стилю картину “Похороны Сталина”, которая также не прошла незамеченной.
5. “Замри – умри – воскресни!” (1989 г., реж. В. Каневский)
История мальчишки Валерки, живущего в забытом богом дальневосточном городке Сучан, была рассказана режиссером Виталием Каневским на обширном автобиографическом материале – как и свой герой, он застал послевоенную разруху (действие фильма происходит в 1947 году), впитал атмосферу барачной провинции и не понаслышке знал криминальный мир, который также играет важную роль в картине. Каневский сам выступил и режиссером, и автором сценария, привнеся в него ощущение полу-жизни, полу-выживания в похожем на арестантскую зону городке, не лишенных, однако, своих надежд и маленьких радостей. "Замри – умри – воскресни!" подчеркнуто снят в черно-белой гамме, что стало популярным в 1980-е годы для стилизации под кино прошлой эпохи – вспомнить хотя бы “Собачье сердце” В. Бортко или “Завтра была война” Ю. Кары. Несмотря на начавшийся развал советского кинопроката, фильм все же сумел добраться до мирового киносообщества и получил сразу несколько престижных наград, среди которых – “Золотая камера” Каннского фестиваля. Согласитесь, далеко не каждый советский фильм может похвастаться таким достижением.
Если вам понравилась статья, предлагаем вам поставить “лайк” и подписаться на наш блог – так вы не пропустите наши новые публикации. И не забывайте комментировать понравившиеся темы!
Читайте другие наши статьи об отечественном кино: