Найти тему
Дневник киноведа

Пять автобиографичных советских фильмов

“Из всех искусств для нас важнейшим является кино!” – однажды произнес В. И. Ленин, подразумевая не только большое значение кинематографии для идеологии и просвещения, но и вытекающее из этого следствие – приоритет общественного характера кино над личным. В сущности, жанр авторского кино стал возможен в нашей стране лишь с началом перестройки, а до этого автобиографическое начало в фильмах, как правило, отодвигалось на второй план. Однако на любое правило найдется исключение, и сегодня мы вспомним пять советских фильмов, ставших во многом автобиографичными и даже исповедальными для снявших их режиссеров.

1. “Подранки” (1976 г., реж. Н. Губенко)

Кадр из к/ф "Подранки"
Кадр из к/ф "Подранки"

“Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете”, – этим эпиграфом из очерка Александра Твардовского открывается фильм Николая Губенко “Подранки”. Картина, рассказывающая о писателе Алексее Бартеневе, в годы войны мальчишкой потерявшем родителей и попавшем в детдом, стала для режиссера во многом автобиографичной – все показанное в фильме он пережил и сам. Эпизоды из взрослой жизни Бартенева, ищущего своих братьев и сестер по данным архива, переплетаются с воспоминаниями из его детства – молодой привлекательной учительницей, загоравшей с книгой на крыше интерната, строгим воспитателем, никогда не снимавшем черных кожаных перчаток, грустным дворником в исполнении Евгения Евстигнеева и другими пронзительными штрихами из прошлого. При этом драматическая история мальчика-сироты приобретает удивительную поэтичность благодаря симфонической музыке Вивальди, Марчелло и Корелли и стихам Геннадия Шпаликова, звучащим за кадром. В сущности, рассказав о собственном потерянном детстве, Николай Губенко отразил трагедию целого поколения, и потому “Подранки” – глубоко личное высказывание, поднимающееся до уровня всечеловеческого обобщения.

2. “Застава Ильича” (1964 г., реж. М. Хуциев)

Кадр из к/ф "Застава Ильича"
Кадр из к/ф "Застава Ильича"

Одна из главных оттепельных лент “Застава Ильича” (также известная как “Мне двадцать лет”) не была для режиссера Марлена Хуциева автобиографичной в буквальном смысле слова, однако образы трех главных героев фильма во многом пересекаются с личностью самого Хуциева. По собственному признанию режиссера, Сергей в исполнении Валентина Попова олицетворяет его размышления по поводу настоящего и будущего, Слава в исполнении Станислава Любшина – его “социальное” я, а Николай в исполнении Николая Губенко – то, каким Хуциев хотел бы себя видеть в общении с девушками. Такая психологическая связь со своими героями позволила режиссеру придать каждому из них глубокий и проработанный характер и в то же время отобразить людей своей эпохи, живших после переломного в жизни страны XX съезда. Внутренний конфликт героев, в особенности Сергея, в финале встретившегося со своим погибшим на войне отцом, – это в первую очередь внутренний конфликт самого Хуциева, и оттого каждая реплика в фильме звучит убедительной и неслучайной. Как говорил сам режиссер, все свои фильмы он снимал, только пропуская все показанное через себя, – и в этом, пожалуй, главный секрет его творчества.

3. “Зеркало” (1974 г., реж. А. Тарковский)

Кадр из к/ф "Зеркало"
Кадр из к/ф "Зеркало"

Как мы уже сказали, в СССР не было авторского кино в современном понимании – и тем более уникальным явлением стало появление фильма Андрея Тарковского “Зеркало”, состоящего исключительно из воспоминаний и рефлексии режиссера по поводу своего детства в предельно метафорическом и ассоциативном виде. В ленте нашли отражение и развод родителей Тарковского, и рабочие будни его матери, и воспоминания о войне, и даже собственные сны режиссера. При этом “Зеркало” поражает невероятной гармонией – казалось бы, разрозненные фрагменты воспоминаний при помощи кинохроники, закадровой речи и ассоциативных связей сплетаются в единое целое, в своеобразную экранную симфонию – неслучайно у Тарковского было 26 вариантов монтажа картины. После сдачи ленты председатель Госкино Филипп Ермаш воскликнул: “У нас, конечно, свобода творчества! Но не до такой же степени!” – и был по-своему прав, поскольку появление настолько личного фильма-размышления трудно представить даже сегодня.

4. “Детский сад” (1983 г., реж. Е. Евтушенко)

Кадр из к/ф "Детский сад"
Кадр из к/ф "Детский сад"

Путь Евгения Евтушенко в кино был медленным, но верным – в 1964 году поэт выступил в качестве автора сценария к фильму М. Калатозова “Я – Куба”, в 1979 году сыграл главную роль в картине С. Кулиша “Взлет”, а в 1983 году замахнулся на свой собственный фильм. Как и предыдущие ленты нашей подборки, “Детский сад” рассказывает о детстве самого автора, пришедшемся на военные годы. На экране появляются и закутанная в маскировочные чехлы Красная площадь, и малая родина поэта – станция Зима с ее почти что патриархальным укладом жизни, и переполненный поезд, на котором в реальности 9-летний Евтушенко четыре месяца ехал в эвакуацию. Несмотря на то, что фильм стал первым режиссерским опытом поэта, он вызвал живой отклик и у нас, и на Западе, и даже участвовал во внеконкурсной программе Венецианского кинофестиваля. Кстати, “Детский сад” – не единственная режиссерская работа Евтушенко: в 1990 году он снял ощутимо более метафорическую и “перестроечную” по стилю картину “Похороны Сталина”, которая также не прошла незамеченной.

5. “Замри – умри – воскресни!” (1989 г., реж. В. Каневский)

Кадр из к/ф "Замри - умри - воскресни!"
Кадр из к/ф "Замри - умри - воскресни!"

История мальчишки Валерки, живущего в забытом богом дальневосточном городке Сучан, была рассказана режиссером Виталием Каневским на обширном автобиографическом материале – как и свой герой, он застал послевоенную разруху (действие фильма происходит в 1947 году), впитал атмосферу барачной провинции и не понаслышке знал криминальный мир, который также играет важную роль в картине. Каневский сам выступил и режиссером, и автором сценария, привнеся в него ощущение полу-жизни, полу-выживания в похожем на арестантскую зону городке, не лишенных, однако, своих надежд и маленьких радостей. "Замри – умри – воскресни!" подчеркнуто снят в черно-белой гамме, что стало популярным в 1980-е годы для стилизации под кино прошлой эпохи – вспомнить хотя бы “Собачье сердце” В. Бортко или “Завтра была война” Ю. Кары. Несмотря на начавшийся развал советского кинопроката, фильм все же сумел добраться до мирового киносообщества и получил сразу несколько престижных наград, среди которых – “Золотая камера” Каннского фестиваля. Согласитесь, далеко не каждый советский фильм может похвастаться таким достижением.

Если вам понравилась статья, предлагаем вам поставить “лайк” и подписаться на наш блог – так вы не пропустите наши новые публикации. И не забывайте комментировать понравившиеся темы!

Читайте другие наши статьи об отечественном кино: