В наше супер-современное время сложно представить, как большие города могут быть не связаны между собой транспортными путями, в том числе железными дорогами. И, однако, такие казусы есть.
Так, немаленький по сибирским меркам Томск отрезан в железнодорожном смысле от остального мира. Чтобы добраться сюда, нужно добираться в объезд через ж/д станцию с лирическим названием Тайга.
Прямых путей от Томска до крупных городов просто нет. Вокруг – непролазные (ну, или почти непролазные в наше время) леса. Если ехать – то только на машинах и автобусах. С поездами всё сложнее.
Хорошо еще, если вам достанется удачный вариант пересадки, чтобы не пришлось долго сидеть на вокзале в Тайге между поездами. А то ведь можно и не угадать.
Помню, во времена моего детства мы из Красноярского края попадали в Томск, трясясь несколько часов в поезде в дороге, а потом находясь в стоящем вагоне на вокзале в Тайге целых 11 часов.
То есть поезд подходил в Тайге к станции, там последний его вагон отцепляли, «мариновали» его на запасном пути 11 часов, потом подходил другой поезд, вагон прицепляли к нему – и все пассажиры вместе с пассажирами остальных вагонов нового поезда дружно ехали в Томск.
Почему так получилось? Ведь не так далеко от Томска проходит могучая Транссибирская ж/д магистраль. Так почему же этот гигант обошел стороной целый город, «поделившись» с ним лишь ветвью?
Как ни странно, хоть магистраль строили не так давно (конец XIX – начало XX в.), но историки до сих пор так и не пришли к единому мнению при ответе на вопрос: почему город отрезали от остального мира?
Написано по материалам томских архивов, в том числе из краеведческого музея, опубликованных в открытых бесплатных источниках в Интернете.
Главные теории указывают, что Транссибирскую магистраль построили далеко от Томска, потому что:
1) это сочли более финансово целесообразным (мол, главное – это Москву с Дальним Востоком соединить, а остальное – это нюансы);
2) повлияли сложные география и политическая ситуация.
А еще 2 причины связаны с… ямщиками:
3) они видели в железной дороге своего главного конкурента и всеми силами пытались его убрать, в том числе используя для этого подкуп высших лиц;
4) наоборот, инженеры, проектировавшие ж/д, видели, что проведение магистрали будет невыгодно для извозчиков, и начали требовать с них взятки для урегулирования вопроса, но взяток им давать не стали...
И вот эти 2 теории, связанные с ямщиками, наиболее сильны. И в этом состоит курьез истории...
Кстати, с прокладыванием ж/д ветви в Томск связан такой пикантный случай. Когда стало ясно, что город оказался «на задворках империи», в Томске напечатали занятную открытку с намеком.
На открытке были нарисованы Томск и парящий над ним мужик, символизировавший город. У него были огромный живот, борода и русская шапка-ушанка. Далеко виднелся паровоз, от которого в сторону мужика-города шел дым… в виде фиги. Внизу была подпись: «Опять окаянная обошла!..»
П. с. А вот в Москве вопрос транспортной блокады решить удалось, хоть и с заминкой. Так, когда впервые предложили в столице запустить метро, было много противников этой идеи технического прогресса. Они считали святотатством сам факт, что под храмами будет что-то там такое ездить. Но потом вопрос решили.