Найти в Дзене
НОНТОН

Как летающая леди помогает наводить порядок в доме

Оглавление

Рассказываем о системе уборки Fly Lady, в которой есть горячие точки и детские шажки

Для многих уборка в доме – наказание, которое поджидает после рабочей недели. В таких семьях половину выходных только и делают, что моют, вытирают, расставляют по местам, стирают, гладят. Подставьте другие неприятные глаголы, которые ассоциируются у вас с уборкой.

Американка Марла Силли тоже терпеть не могла генеральную уборку, поэтому разработала систему «FLY». Эта аббревиатура расшифровывается как Finally Loving Yourself – наконец-то возлюбившая себя.

Силли занималась бизнесом, поэтому решила использовать свой управленческий опыт и дома. В основу её метода легло планирование.

Уборка сама себя не сделает, но процесс можно упростить. Фото: unsplash.com
Уборка сама себя не сделает, но процесс можно упростить. Фото: unsplash.com
Система появилась в 1999 году. Те, кто её придерживаются, в шутку называют себя Fly Lady - летающие леди. В русском языке прижилось «летающие домохозяйки». Однако мы уверены, что наводить и придерживать порядок может любой человек вне зависимости от пола.

Основные принципы уборки Fly Lady

Без фанатизма

Самый главный принцип подхода Марло Силли – не надо бросаться в уборку очертя голову и пытаться сделать всё идеально. Это невозможно, потому что хлам копился не один день, и избавляться от него надо постепенно. Если взвалите на себя слишком много, то быстро перегорите и не доведёте дело до конца. Наоборот отнеситесь к уборке как к приятному занятию, которое принесёт вам удовольствие – с каждым шагом вы ближе к желанному порядку.

Системность

Бороться с беспорядком в доме систематически. Чтобы ничего не упустить, заведите контрольный журнал – бумажный или электронный блокнот для важной информации. В него следует заносить списки день на день, неделю, месяц. Силли советует завести в журнале страницу для полезных контактов и кармашек для рекламных флаеров с выгодными предложениями.

Контрольный журнал помогает не только планировать дела, но и отслеживать прогресс.

ВАЖНО. Не нарушайте систему, иначе она не будет работать.
Есть рутинные дела, которые нужно делать каждый день. Если к ним добавить ежедневную быструю уборку, получится система. Фото: unsplash.com.
Есть рутинные дела, которые нужно делать каждый день. Если к ним добавить ежедневную быструю уборку, получится система. Фото: unsplash.com.

Зонирование

Суть метода Fly Lady заключается в том, что вы каждый день тратите N минут на уборку одной зоны. Каждую неделю меняете зону. Силли предлагает такое зонирование:

  • столовая – прихожая – вход;
  • чёрный ход – прачечная – кухня – кладовка;
  • детская - гостевая спальня – мастерская – ванная;
  • спальня – туалет - вторая ванная;
  • гостиная.

Если у вас нет не второй ванной и прачечной с мастерской и прочих гостевых спален, разделите жилище по своему усмотрению. Ориентируйтесь на объём работы – он должен быть примерно одинаковым. Вот пример зонирования, адаптированного под российские квартирные реалии:

  • детская;
  • спальня, кладовка;
  • кухня;
  • прихожая, гостиная;
  • ванна, туалет, балкон.
ВАЖНО. Зон может быть и 3, и 5, и 7. Делайте так, как удобно вам.

Каждому дню – своё назначение

Удобнее всего планировать несрочные дела по дням недели. Марло предлагает такую схему:

  • понедельник - час благословления дома;
  • вторник - планирование дел;
  • среда - выполнение отложенных дел;
  • четверг - закупочный день;
  • пятница - прочие дела;
  • суббота - день семьи;
  • воскресенье - день для себя.

Адаптируйте этот график под себя и домочадцев, и составляйте список задач исходя из получившейся схемы.

На уборку каждой зоны отводится неделя. Затем надо переходить к следующей. Фото: unsplash.com.
На уборку каждой зоны отводится неделя. Затем надо переходить к следующей. Фото: unsplash.com.

Не всё сразу

Определите, сколько времени вы готовы тратить на уборку каждый день. Силли советует начать с 10 – 15 минут. Чтобы не увлечься или не растерять запал, ставьте таймер. Пока он отсчитывает время, вы успеете сделать 3 – 10 небольших дела.

Такие ежедневные подвиги автор называет baby steps (дословно – детские шажки). Быстрая уборка лучше, чем никакой уборки. Так что не корите себя, если в списке остались неотмеченные галочкой задачи.

Горячие точки

У каждой вещи в доме должно быть своё место, иначе появляются hot spot – горячие точки. Так Марло Силли называет мини-склады в разных уголках дома, куда вы бросаете вещи со словами «чтобы было под рукой» или «потом уберу». Как показывает практика, не будет и не уберёте, а вот неряшливый вид этому месту придаст.

Чаще всего горячие точки появляются на уровне глаз и рук: на полках, подоконниках, тумбочках, письменных столах, комодах. Включите в ежедневный план 1-2 горячие точки.

ВАЖНО. Бардак – то, что вы убираете больше двух минут.
Горячим точкам надо уделить особое внимание. Фото: unsplash.com.
Горячим точкам надо уделить особое внимание. Фото: unsplash.com.

Рутина, час дома и отдых

Есть рутинные занятия, которые придётся выполнять каждый день: застилать кровать, выносить мусор, мыть посуду, возвращать одежду на место. От них никуда не деться, только смириться.

Раз в неделю Силли советует устраивать час благословления дома. Так автор метода называет время, когда вы моете полы и окна, стираете, разгребаете хлам. На все эти дела уйдёт не больше часа, если каждый день по чуть-чуть заниматься быстрой уборкой.

Раз в неделю давайте себе выходной – никакой уборки, кроме рутинных дел. Освободившееся время лучше потратить на более приятные вещи.

Алгоритм метода

Если вы решили следовать методу Fly Lady, то начните с расхламления. Ведь наводить порядок среди ненужных вещей – пустая трата сил и времени.

Дальше идите по пунктам:

  1. заведите контрольный журнал;
  2. распишите в нём назначения дней недели;
  3. определите список рутинных дел;
  4. разделите жилище на зоны;
  5. вычислите все горячие точки в доме;
  6. составьте список дел для каждой зоны с учётом горячих точек;
  7. из получившегося списка дела составьте план на каждый день, неделю и месяц;
  8. следуйте плану и всё получится.
ВАЖНО. Привлеките к уборке домочадцев - вместе веселее и быстрее работать. Если разделить обязанности, то сэкономите массу времени и сил.

Если метод кажется слишком сложным, но попробовать хочется, организуйте свой островок чистоты – место, где вы при любых обстоятельствах будете наводить порядок каждый день. Например, письменный стол. Вдруг втянетесь?