Рассказываем о системе уборки Fly Lady, в которой есть горячие точки и детские шажки
Для многих уборка в доме – наказание, которое поджидает после рабочей недели. В таких семьях половину выходных только и делают, что моют, вытирают, расставляют по местам, стирают, гладят. Подставьте другие неприятные глаголы, которые ассоциируются у вас с уборкой.
Американка Марла Силли тоже терпеть не могла генеральную уборку, поэтому разработала систему «FLY». Эта аббревиатура расшифровывается как Finally Loving Yourself – наконец-то возлюбившая себя.
Силли занималась бизнесом, поэтому решила использовать свой управленческий опыт и дома. В основу её метода легло планирование.
Система появилась в 1999 году. Те, кто её придерживаются, в шутку называют себя Fly Lady - летающие леди. В русском языке прижилось «летающие домохозяйки». Однако мы уверены, что наводить и придерживать порядок может любой человек вне зависимости от пола.
Основные принципы уборки Fly Lady
Без фанатизма
Самый главный принцип подхода Марло Силли – не надо бросаться в уборку очертя голову и пытаться сделать всё идеально. Это невозможно, потому что хлам копился не один день, и избавляться от него надо постепенно. Если взвалите на себя слишком много, то быстро перегорите и не доведёте дело до конца. Наоборот отнеситесь к уборке как к приятному занятию, которое принесёт вам удовольствие – с каждым шагом вы ближе к желанному порядку.
Системность
Бороться с беспорядком в доме систематически. Чтобы ничего не упустить, заведите контрольный журнал – бумажный или электронный блокнот для важной информации. В него следует заносить списки день на день, неделю, месяц. Силли советует завести в журнале страницу для полезных контактов и кармашек для рекламных флаеров с выгодными предложениями.
Контрольный журнал помогает не только планировать дела, но и отслеживать прогресс.
ВАЖНО. Не нарушайте систему, иначе она не будет работать.
Зонирование
Суть метода Fly Lady заключается в том, что вы каждый день тратите N минут на уборку одной зоны. Каждую неделю меняете зону. Силли предлагает такое зонирование:
- столовая – прихожая – вход;
- чёрный ход – прачечная – кухня – кладовка;
- детская - гостевая спальня – мастерская – ванная;
- спальня – туалет - вторая ванная;
- гостиная.
Если у вас нет не второй ванной и прачечной с мастерской и прочих гостевых спален, разделите жилище по своему усмотрению. Ориентируйтесь на объём работы – он должен быть примерно одинаковым. Вот пример зонирования, адаптированного под российские квартирные реалии:
- детская;
- спальня, кладовка;
- кухня;
- прихожая, гостиная;
- ванна, туалет, балкон.
ВАЖНО. Зон может быть и 3, и 5, и 7. Делайте так, как удобно вам.
Каждому дню – своё назначение
Удобнее всего планировать несрочные дела по дням недели. Марло предлагает такую схему:
- понедельник - час благословления дома;
- вторник - планирование дел;
- среда - выполнение отложенных дел;
- четверг - закупочный день;
- пятница - прочие дела;
- суббота - день семьи;
- воскресенье - день для себя.
Адаптируйте этот график под себя и домочадцев, и составляйте список задач исходя из получившейся схемы.
Не всё сразу
Определите, сколько времени вы готовы тратить на уборку каждый день. Силли советует начать с 10 – 15 минут. Чтобы не увлечься или не растерять запал, ставьте таймер. Пока он отсчитывает время, вы успеете сделать 3 – 10 небольших дела.
Такие ежедневные подвиги автор называет baby steps (дословно – детские шажки). Быстрая уборка лучше, чем никакой уборки. Так что не корите себя, если в списке остались неотмеченные галочкой задачи.
Горячие точки
У каждой вещи в доме должно быть своё место, иначе появляются hot spot – горячие точки. Так Марло Силли называет мини-склады в разных уголках дома, куда вы бросаете вещи со словами «чтобы было под рукой» или «потом уберу». Как показывает практика, не будет и не уберёте, а вот неряшливый вид этому месту придаст.
Чаще всего горячие точки появляются на уровне глаз и рук: на полках, подоконниках, тумбочках, письменных столах, комодах. Включите в ежедневный план 1-2 горячие точки.
ВАЖНО. Бардак – то, что вы убираете больше двух минут.
Рутина, час дома и отдых
Есть рутинные занятия, которые придётся выполнять каждый день: застилать кровать, выносить мусор, мыть посуду, возвращать одежду на место. От них никуда не деться, только смириться.
Раз в неделю Силли советует устраивать час благословления дома. Так автор метода называет время, когда вы моете полы и окна, стираете, разгребаете хлам. На все эти дела уйдёт не больше часа, если каждый день по чуть-чуть заниматься быстрой уборкой.
Раз в неделю давайте себе выходной – никакой уборки, кроме рутинных дел. Освободившееся время лучше потратить на более приятные вещи.
Алгоритм метода
Если вы решили следовать методу Fly Lady, то начните с расхламления. Ведь наводить порядок среди ненужных вещей – пустая трата сил и времени.
Дальше идите по пунктам:
- заведите контрольный журнал;
- распишите в нём назначения дней недели;
- определите список рутинных дел;
- разделите жилище на зоны;
- вычислите все горячие точки в доме;
- составьте список дел для каждой зоны с учётом горячих точек;
- из получившегося списка дела составьте план на каждый день, неделю и месяц;
- следуйте плану и всё получится.
ВАЖНО. Привлеките к уборке домочадцев - вместе веселее и быстрее работать. Если разделить обязанности, то сэкономите массу времени и сил.
Если метод кажется слишком сложным, но попробовать хочется, организуйте свой островок чистоты – место, где вы при любых обстоятельствах будете наводить порядок каждый день. Например, письменный стол. Вдруг втянетесь?