Около 69 лет Россия и остальная часть Советского Союза функционировали на основе централизованно-плановой экономики с государственным контролем практически над всеми средствами производства и принятием решений об инвестициях, производстве и потреблении в масштабах всей экономики.
Экономическая политика проводилась в соответствии с директивами Коммунистической партии, которая контролировала все аспекты экономической деятельности. После краха коммунизма в начале 1990-х годов Россия столкнулась с трудностями в переходе от централизованной плановой экономики к рыночной.
Гос. план
Большая часть структуры советской экономики, существовавшей до 1987 года, была создана под руководством Иосифа Сталина, с незначительными изменениями, сделанными в период с 1953 по 1987 год. Пятилетние и годовые планы были основными механизмами, которые советское правительство использовало для преобразования экономической политики в программы. В соответствии с этими Госпланами, политиками были сформулированы целевые показатели общероссийского выпуска продукции на указанные плановые периоды.
Затем региональные органы планирования уточнили эти целевые показатели для таких хозяйствующих субъектов, как государственные промышленные предприятия, совхозы и колхозы, каждый из которых имел свой конкретный производственный план. Центральное планирование осуществлялось исходя из предположения, что если каждое подразделение выполнит или превысит свой план, то спрос и предложение будут сбалансированы.
Роль правительства заключается в том, чтобы обеспечить выполнение этих планов. Ответственность за производство перетекает сверху вниз. На национальном уровне около семидесяти министерств и государственных комитетов, каждое из которых отвечает за производственный сектор или подсектор, осуществляют надзор за экономической производственной деятельностью субъектов, входящих в сферу их ответственности.
Региональные министерские органы отчитываются перед министерствами национального уровня и контролируемыми экономическими единицами в своих соответствующих районах. Планы включали целевые показатели выпуска сырья и промежуточной продукции, а также готовой продукции и услуг.
Теоретически, но не на практике, центральная система планирования обеспечивает баланс между секторами экономики в целом. При централизованном планировании государство выполняло функции распределения, которые выполняют цены в рыночной системе. В советской экономике цены были лишь механизмом учета. Правительство установило цены на все товары и услуги исходя из роли продукта в плане и других неэкономических критериев.
Цены
Такая система ценообразования породила аномалии. Например, цена хлеба, традиционного для российского рациона питания, была ниже стоимости пшеницы, используемой для его производства. В некоторых случаях фермеры кормили свой скот хлебом, а не зерном, потому что хлеб стоит дешевле. В другом примере плата за аренду квартир была установлена на очень низком уровне для достижения социальной справедливости, однако предложение жилья было крайне ограниченным. Советские предприятия добывали сырье, такое как нефть, природный газ и уголь, по ценам ниже уровня мирового рынка, что стимулировало образование доходов.
Центральная система планирования позволила советскому руководству быстро мобилизовать ресурсы во времена кризиса, например, во время нацистского вторжения, и реиндустриализовать страну в послевоенный период. Быстрое развитие оборонно-промышленной базы после войны позволило Советскому Союзу стать сверхдержавой.
Попытки и неудачи реформаторов в эпоху перестройки (реструктуризации) режима Михаила Горбачева, свидетельствовали о сложности этой попытки.
Подписывайтесь на канал "Время экономики"
Если статья была для вас интересной, не забывайте оценить лайком, буду благодарен за поддержку!