Недавно при Законодательном собрании Ростовской области состоялось заседание дискуссионной площадки «Открытая трибуна» на тему «Актуальные вопросы в сфере строительства и ЖКХ в Ростовской области. Проблемы и перспективы развития. Практика госзакупок». По итогам этого мероприятия в адрес Правительства РФ готовится обращение с просьбой внести соответствующие изменения в законодательство. О сути претензий профессионального сообщества рассказывает один из идеологов данной инициативы вице-президент Торгово-промышленной палаты Ростовской области Сергей Шнейдер.
Досье
Сергей Борисович Шнейдер. Вице-президент Союза «Торгово-промышленная палата Ростовской области», кандидат экономических наук, доцент. Начинал трудовой путь в должности горного подземного мастера в «Ростовуголь», в шахте «Несветаевская» г. Новошахтинска. С 1980-го по 1990 г. трудился на Новочеркасском электровозостроительном заводе в должности мастера, затем заместителя начальника цеха, а после и начальника технического и экономического отделов. Потом работал в должностях вице-мэра г. Новочеркасска, директора филиала банка «Центр-инвест». Один из ярких моментов деятельности С.Б. Шнейдера связан с периодом с 1997-го по 2007 год, когда он руководил Ростовским областным Фондом социальных проектов — Региональным бюро реализации проекта Всемирного Банка. За это время реализованы сотни общественно значимых проектов по линии Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Общая сумма проекта поддержки региональной социальной инфраструктуры, финансируемого из средств МБРР, составила 92 млн долларов США. С 2009-го по 2014 год Сергей Борисович работал заместителем генерального директора по инвестициям ОАО «ПО Водоканал» г. Ростова-на-Дону. С 2014 года является вице-президентом ТПП РО.
— Основной проблемой системы госзакупок строительных работ является практика электронных аукционов, формализованная в виде распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 N°471-р (ред. от 03.06.2019) «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)». Вероятно, авторы этого документа не знакомы со значением термина «аукцион», предусматривающего закупку товаров, которые в соответствии с Римским правом «можно пощупать и взвесить».
Не считаясь с тем, что никто в мире не закупает строительные работы на аукционе, наши законодатели решили стать первыми, руководствуясь ожиданиями бурного развития конкуренции в отрасли и бюджетной экономии. Хотели как лучше, а получилось как всегда: ни соревнования, ни экономии. Опытные строительные фирмы, умеющие балансировать риски и дорожащие своим имиджем, не видят перспектив участия в «играх без правил», поэтому половина строительных аукционов в среднем по стране признается недействительными с вынужденным присуждением контракта единственному участнику, а до 20% таких процедур вообще заканчивается ничем — потенциальные подрядчики отсутствуют. В тех случаях, когда аукционы все-таки состоялись и бюджетная экономия в результате демпинга появилась, заказчики в большинстве случаев имеют дело со снижением качества строительства, срывом сроков ввода объектов в эксплуатацию и с многочисленными судебными или антимонопольными разбирательствами.
Для практиков вполне очевидно, что строительные работы необходимо исключить из вышеназванного перечня и вернуться к проведению конкурсов, позволяющих в первую очередь оценивать опыт и квалификацию потенциального подрядчика, а затем уже рассматривать ценовые предложения.
Цена вопроса
По данным Счетной палаты РФ, 74,6% всех нарушений в процессе государственных и муниципальных закупок происходит при обосновании начальной максимальной цены контракта (НМЦК). И здесь заказчиков можно понять: ввиду отсутствия адекватных механизмов ценообразования они вынуждены пользоваться так называемым базисно-индексным методом, заимствованным из советского прошлого. Перед сметчиками стоит непростая задача — перевести цены 1991 года в действующие, используя широкий круг разнообразных индексов, якобы отражающих инфляционные процессы за последние 28 лет по всему кругу строительных затрат. Процесс, безусловно, творческий, открывающий обширные возможности для манипуляций, но чреватый возможностью последующих уголовных и административных разбирательств.
Новый для нашей страны и старый испытанный для всех остальных ресурсный метод ценообразования у нас внедряется со страшным скрипом, несмотря на наличие специального постановления Правительства РФ от 23.12.2016 N°1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» и создание федеральной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Дело в том, что обязанность строительных организаций предоставлять ежеквартальную информацию по объемам и стоимости выполненных строительных работ последними игнорируется (в Ростовской области такую информацию передают только 20% застройщиков), что не позволяет в полной мере использовать данные ФГИС ЦС в практической работе.
И здесь, на мой взгляд, Минстрою РФ следует продемонстрировать политическую волю вместо сетований на недисциплинированность строителей и ходатайств перед Правительством РФ об очередном переносе сроков повсеместного внедрения ресурсного метода. Пока же заказчики вынуждены будут по-прежнему нести все риски, связанные с неадекватностью методов обоснования НМКЦ.
Партнерство или диктат?
Любой подрядный контракт между органом власти и частной компанией является проектом государственно-частного партнерства. А партнерство, в свою очередь, подразумевает равномерное распределение прав, обязанностей и рисков между партнерами.
Посмотрим, так ли это на самом деле?
Анализ 64 закупок строительных работ, произведенных государственными и муниципальными заказчиками Ростовской области с 12 июля по 26 августа 2019 года, показал, что только в одном случае в условиях закупки был предусмотрен аванс, затраты участников конкурса на обеспечение заявки и исполнения контракта в среднем составляли от 21 до 40% от НМКЦ, и во всех случаях отсутствовала возможность обсуждения условий контракта. Вдобавок ко всему типовые контракты изобилуют штрафными санкциями к подрядчикам, предусмотренными постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N° 1042. В этой ситуации говорить о «зеркальности» обязательств не приходится, а видимый перекос рисков от заказчика к подрядчику отталкивает большинство строительных фирм от участия в госзакупках.
Принципы госзакупок и упрямые цифры
Федеральным законом о закупках определены шесть основных принципов, формирующих основу системы конкурсной модели приобретения товаров и услуг для общественных нужд. Открытость, конкуренция, профессионализм заказчиков, стимулирование инноваций, ответственность и, как следствие, эффективность — определенные законом индикаторы, позволяющие судить об успешности этого институционального построения.
К сожалению, упрямые цифры наглядно свидетельствуют о том, что из шести принципов в полной мере реализован лишь один — открытость. Созданная государством информационная система в значительной мере удовлетворяет современным требованиям и позволяет в режиме реального времени получить достоверную информацию обо всех закупках, осуществляемых органами государственной и муниципальной власти на всей территории страны.
Однако анализ данных, предоставляемых этой системой, неизбежно приводит к выводу о низкой эффективности функционирования системы госзакупок в целом.
Возвращаясь к анализу 64 закупок строительных работ (все они осуществлены в форме электронного аукциона), фиксируем следующие итоги: половина всех аукционов признана несостоявшимися с присуждением контракта единственному участнику, а еще 22% вообще не имели участников. При этом 69% запланированных бюджетных средств досталось единственным участникам торгов, а 16% таких ассигнований не были востребованы вообще.
Профессионализм заказчиков также вызывает большие сомнения, так как в среднем на две осуществленные процедуры приходится одно обращение в УФАС или арбитражный суд. Абсолютным рекордсменом по этому показателю является департамент ЖКХ и энергетики города Ростова-на-Дону, имеющий на 44 закупки 47 обращений в суд и 12 жалоб в УФАС.
С ответственностью заказчиков тоже не все просто: учитывая, что около половины всех обращений в УФАС и арбитражные суды заканчиваются не в их пользу, а следовательно, являются формализованными нарушениями законодательства, информация о привлечении к ответственности таких заказчиков отсутствует.
Впрочем, приведенные примеры очевидной неэффективности системы государственных закупок строительных работ не являются характерной чертой нашего региона, а свойственны всей системе страны в целом. Об этом свидетельствуют ежегодные отчеты Счетной палаты РФ, фиксирующей аналогичные показатели эффективности.
Остается надеяться, что проводимая на федеральном уровне работа по совершенствованию законодательства в этой сфере приведет к конкретным улучшениям в этой чувствительной области общественных отношений.
Этой статьей мы отрываем дискуссию на данную тему. В настоящее время готовится опрос участников рынка, который будет опубликован в следующем номере издания. Приглашаем вас принять участие в опросе.
Вы можете прислать свой комментарий по электронной почте на адрес: lozovaya@mediayug.ru, либо позвонить для предоставления комментария по тел.: 8-988-946-35-63.