Изучение мастерства классиков русской литературы обогатит наше представление о культурном наследии прошлого, позволит еще больше использовать его для нашего духовного вооружения.
Это большая школа для наших писателей, для наших исследователей.
Вопрос об изучении художественного мастерства Л. Н. Толстого был поставлен сравнительно давно, но он все еще не нашел достаточного разрешения.
В общих исследованиях, посвященных анализу романа «Война и мир», как правило, лишь в самой общей форме упоминается о глубине психологической характеристики героев и о других приемах.
Некоторые важные художественные особенности романа рассматриваются в статьях Леушевой, Кочергиной, Лежнева, Храпченко. Но непосредственно вопросы изучения портретных особенностей ставятся в статьях Мышковской и Поляк.
Построенный в основном на материале романа «Анна Каренина», этот раздел статьи Мышковской содержит ряд ценных замечаний.
Так, автор указывает на то, что портретная характеристика, в сущности, неотделима от изображения внутренней жизни художественного образа.
Мышковская делает важный вывод, говоря о том, что для Л. И. Толстого важны, «нс столь черты лица, сколько выражение их».
Нашей задачей является в известной мере продолжение и углубление уже проделанной работы на материале романа «Война и мир».
При создании эпопеи Л. Н. Толстой был уже крупнейшим писателем критического реализма. Эта эпопея, созданная в годы подъема русского общественного движения шестидесятых годов, глубоко отразила важнейшие черты русской жизни эпохи Отечественной войны 1812 года, раскрыла типические национальные черты русского человека.
Идейная высота романа «Война и мир» во многом обусловлена воздействием передового общественного движения того времени.
От узких рамок семейной хроники дворянской семьи — к широкой народной эпопее, — так развертывалась творческая работа писателя. Л. Толстой сумел глубоко раскрыть народный характер Отечественной войны 1812 года.
В романе видны и углубляющиеся противоречия в сознании Л. Толстого; так, с одной стороны, он резко сатирически характеризует антипатриотическое столичное дворянство, с другой — несомненно идеализирует поместное дворянство (семьи Ростовых, Болконских и др.).
Весь этот сложный идейный сплав находит полное отражение и в тех художественных приемах, которые здесь использовал автор.
Л. Н. Толстой записывал в своем дневнике о единстве содержания и формы, о значении формы для выражения идейного содержания.
Следует отметить, что Л. Н. Толстой достигает полной гармонии всех художественных приемов при создании какого-либо художественного образа: эти приемы не противоречат друг другу, а дополняют один другой: и портретная характеристика и языковая, и характеристика героев в действии — все имеет единую целеустремленность.
Та «диалектика души», о которой с гениальной прозорливостью писал Н. Г. Чернышевский, анализируя в 1856 г. произведение «Детство», здесь проявилась с еще большей глубиной и отчетливостью.
Портретная характеристика на общей палитре красок является одной из самых ярких и значительных. Зачастую это важнейший художественный прием.
Именно этот прием особенно тесно связан с выявлением «диалектики души» персонажей, а нередко даже заменяет собой специальное описание внутренних переживаний действующих лиц.
О важности портрета свидетельствует и то обстоятельство, что
Л. Н. Толстой избегает давать характеристику внутренней жизни героев без выявления ее во внешнем облике; таким (почти — обязательным) соединением изображения внутренней жизни и внешнего выявления этих переживаний достигается большая доходчивость, изображение внутренней жизни больше запоминается, производит большее впечатление.