Найти в Дзене

Какие бывают видеоматериалы по математике

Оглавление

Разбирая признаки хороших видеоуроков, мы сказали, что есть несколько способов подачи материала. У каждого есть свои достоинства и недостатки, как в части создания, так и в части восприятия. По-настоящему качественно проработанные материалы должны обращать внимание и на такие тонкие моменты. Ниже мы обсудим, какие виды материалов существуют. Отметим, что мы будем говорить только про форму подачи. Нередко бывает так, что за невзрачно снятым видео скрывается настоящее методическое сокровище в виде грамотно выстроенной системы. Или наоборот, за эффектной обёрткой иногда скрывается пустота.

***

Итак, посмотрим, какие инструменты обычно используют для представления информации на экране.

📽️Презентация и голос за кадром

Этот форма плоха тем, что такая презентация не показывает, как именно можно переносить в тетрадь то, что указано в видео. В этом смысле записи довольно неестественны. По сути эти видео больше похожи на печатные материалы с закадровым голосом.

Сейчас этот способ используется реже остальных. Причём обычно опытными преподавателями, для которых видеоконтент не является ключевым в работе.

📽️Ручка + бумага или фломастер + мини-доска и голос за кадром

Это наверно один из самых распространенных способов за счёт того, что для создания такого видео необходим минимум инструментов (камера, стол, ручка, бумага).

Большим преимуществом является его естественность. Всё, что написано на бумаге у автора, можно автоматически перенести в тетрадь зрителя. Однако, само пространство экрана используется неэффективно. Также этот вариант плох для громоздких задач, в которых решение занимает более одного экрана, т.к. сложно продолжать решение и сохранять на экране предыдущие выкладки. Отсутствие в кадре автора может быть как достоинством, так и недостатком. Если хочется просто решения задачи без личности, которая за этим стоит, то такой вариант приемлем.

Однако эти недостатки могут быть решены качественным монтажом и невероятным чувством юмора (блестящий пример: канал Wild Mathing).

📽️Графический планшет и голос за кадром

По сути, это похоже на описанный выше вариант, но технологически более продвинутый.

По опыту использования из всех типов наиболее эффективен именно этот вариант. Всё пространство экрана является полем для объяснения, а возможность двигать экран при съёмке позволяет решать сложные задачи без потери нити рассуждений. Дополнительное преимущество здесь даёт возможность более удобного монтажа, поэтому такие видео обычное приятнее смотреть. Решение остаётся естественным, т.е. максимально приближённым к тому, что будет у вас в тетради.

📽️ Доска + мел или доска + маркер и живой преподаватель перед доской

Этот способ подачи практически ничем не отличается от обычного живого занятия.

Большим плюсом является то, что такой вариант для многих привычен, т.к. в школе вы привыкли видеть того человека, который объясняет решение. Минус примерно такой же – при просмотре мы часто отвлекаемся от хода решения и наблюдаем больше за поведением и действиями преподавателя. Это очень похоже на то, как мы смотрим за игрой актёра на сцене. И если задача учителя в классе — это не только дать знания и отработать навыки, но ещё и увлечь учеников, то в видеокурсах это иногда является лишним. Дополнительный недостаток ещё и в том, что доска сильно ограничена, что не даёт возможность решать задачи со сложными выкладками. Также преподаватель заслоняет собой то, что написано на доске, что мешает корректному усвоению информации. Однако, довольно часто это компенсируется харизмой ведущего, которого можно наблюдать почти как вживую.

📽️Прозрачная доска, маркер и преподаватель за доской

Этот способ сочетает достоинства и недостатки классического объяснения у доски, однако здесь есть два существенных различия. Во-первых, доска используется эффективнее, т.к. преподаватель не заслоняет решения. Во-вторых, наличие его на заднем фоне сохраняет знакомую классическую ситуацию с объясняющим учителем у доски. Этот подход самый эффективный после графического планшета, однако объяснение сложных длинных задач также сопряжено с некоторыми сложностями. Также такой способ достаточно дорогой для создателей.