В интернете огромное количество видео для абитуриентов. И это просто супер! Мы всячески за то, чтобы качественные материалы были в открытом доступе. Однако, неподготовленному человеку довольно сложно найти что-то действительно стоящее. Часто производится так много «мусорного» контента, что всё полезное теряется на этом фоне. Порой на поиск достойных видеоматериалов тратится столько же времени, сколько на непосредственное обучение. Ориентироваться на рекламу бесполезно, так как красивая дорогая обёртка платных курсов ничего не говорит об их содержании.
Ниже мы приведём список признаков качественного контента для подготовки. Его можно использовать для платных и бесплатных видео.
👍 Видеоматериалы составляют полноценный курс
Материалы не должны быть просто набором из 10, 30, 100 хаотических разборов задач. Тем более они не должны быть обычным бессистемным прорешиванием вариантов. Для обучения необходима сквозная логика повествования от элементарного к сложному. Должен быть некий скелет, на котором строится курс. Найти отличные видео, где полностью всё разобрано от начала до конца по всем темам, довольно сложно. Но вполне по силам выбрать одну тему для проработки ровно у одного автора. У кого-то отлично разобраны параметры, кто-то является специалистом по планиметрии, а кто-то смог сделать суперразбор экономических задач. В таком случае просто используйте лучшие материалы от одного автора в рамках отдельно взятой темы.
👍 Большое количество примеров на одну тему
Нельзя объяснить тригонометрию, разобрав только 10 заданий. Если разобрано 20 параметрических задач, то это означает, что вы лишь вскользь коснулись этой темы. А для понимания планиметрии не хватит и сотни даже очень хороших разборов…
👍 Сделаны в одном стиле
Неудобно, когда видеоматериалы ведут себя непредсказуемо. Когда автор сначала пишет на черной доске мелом, потом на белой доске маркером, потом выводит на экран презентации. Это отвлекает от непосредственного усвоения материала. В этом смысле показателен пример Академии Хана. Можно по-разному относиться к качеству их курсов, но то, что все видео у них сделаны в одном стиле, является несомненным плюсом.
👍 Хороший монтаж
Запишите на видеокамеру любой занятие обычного преподавателя на курсах и проверьте, сколько полезной информации было озвучено устно и написано на доске. Затем сравните со временем занятия. Медленная скорость письма, уход от темы, слова паразиты и прочие отвлекающие факторы занимают порой до 80% отведенного времени. Понятно, что если бы преподаватель вышел и за 10 минут рассказал всю содержательную часть, то сразу его поняли бы единицы учеников. Однако, это не касается видеоматериалов. Здесь всё должно быть плотно, чётко и по делу. Кто не понял с первого раза, всегда могут пересмотреть, пока не поймут. А те, кто уже знает эту тему, могут не тратить время и смотреть другое видео. Это же касается и большинства записей прямых трансляций по какой-либо теме. Лишнего там гораздо больше, чем полезного.
👍 Разборчивый почерк
Хороший почерк очень важен для усвоения информации. При этом решение должно быть естественным, т.е. максимально приближенным к тому, что будет у вас в тетради.
👍 Экран используется максимально эффективно
Существуют несколько основных способов подачи материала. Однако, это тема для отдельной статьи, где мы обсудим преимущества и недостатки каждого из способов, а также возможную реализацию на примере некоторых видео.
👍 Есть домашнее задание (+решения или ответы к нему)
Вы обучаетесь не во время просмотра видео, а во время самостоятельного решения задач. Поэтому важно, чтобы после просмотра вы могли проверить, насколько хорошо вы поняли материал. Ответы к домашнему заданию нужны вам будут для самопроверки.
👍 Есть задания различного уровня
Подготовка будущего физтеховца или мехматянина существенно отличается от подготовки технаря или человека, который решил пойти на филфак. Если неподготовленному ученику или тому, кто не собирается бороться за самые высокие баллы, в видеокурсе сразу дать задачи для математиков, то он просто испугается сложных заданий. Да и драгоценное время потратит на то, что не пригодится ему не только в жизни, но и на экзамене. Другая крайность – математик в сотый раз решает обычные дробно-рациональные уравнения, а на самом деле ему уже давно нужно задавать серьёзные задачи с параметром в тех же самых дробно-рациональных уравнениях.
👍Упор на решение задач, разбор теории – минимально необходимый
Конечно, доказательства базовых теорем важны, особенного в геометрии. Важно также и понимание, что стоит за каждым отдельным понятием, откуда оно взялось и для чего оно нужно. Однако, запоминать нужно далеко не все, а только две-три формулы, а для остальных понимать, как они выводятся. Память в данном случае ненадёжна, лучше делать упор на логику и обоснованную последовательность действий. Эту минимальную часть формул нужно будет запомнить очень хорошо, причём не зубрёжкой, а через решение задач. Особенно ярко это выражено в тригонометрии, где все громоздкие формулы выводятся из двух-трёх элементарных путём понимания, что стоит за понятиями синуса, косинуса и тангенса.
То, что для нас решение задач важнее теории, можно проиллюстрировать таблицей умножения. Мы её усваиваем не через зубрёжку, а через постоянное использование. Первоначально в начальных классах школьники честно учат эту таблицу, понимают откуда она взялась, но реальное её запоминание получается за счёт того, что далее в школьной программе умножение чисел встречается очень часто. Поэтому запоминание происходит автоматически. И в какой-то момент мы уже не представляем в голове эту самую таблицу, не вспоминаем глупый стишок (хотя есть и такие способы запоминания!), не вычисляем значение 3 · 9 путём счёта тройками (т.е. 3, 6, 9, 12 и т.д.), а просто неосознанно ЗНАЕМ, чему будет равно значение конкретного произведения.
👍 Чёткая, поставленная речь ведущего; нет посторонних шумов
Этот пункт не является таким критичным, как требования к качеству материалов. Однако, приятнее учится тогда, когда внятно и разборчиво объясняют теорию или решение задач.
👍 Курс полный, универсальный и гибкий
Курс должен быть устойчив к изменению видов вступительных испытаний. В идеале, его нужно постоянно изменять и дополнять, чтобы он оставался актуальным. Это важно не столько для абитуриентов в конкретный момент. Это скорее пожелание для разработчиков на начальном этапе создания курса. Представьте себе, некая команда вложилась в методическую разработку, сделала лучший курс подготовки, к примеру, ко второй части ЕГЭ с упором только на номера задач, но внезапно этот ЕГЭ отменяют или существенно видоизменяют его структуру. Вроде по их материалам ещё можно заниматься, но это уже не актуально и весь труд был напрасным.
👍 Авторы имеют профильное образование и большой опыт подготовки
В идеале разработчик должен быть не один, а целая команда, т.к. собрать воедино всю подготовительную математику невероятно сложно. Даже в очень сильных математических школах у учителей есть негласное разделение. Одни преподаватели хорошо знают планиметрию, другие параметры, третьи разбираются в комбинаторике и теории вероятности и т.д., и в случае возникновения трудностей обращаются уже к такому учителю-специалисту. Конечно, один человек может решать задачи на разные темы, но чтобы преподавать нужно знать все методические тонкости.
👍 Есть печатные материалы со ссылкой на видеоразборы (+пояснения по дополнительной литературе)
Несмотря на популярность видео, многие учеников больше любят работать с бумажными материалами. Также надо понимать, что абсолютно все задачи в видео не разобрать, т.к. курс будет излишне перегружен. Поэтому желательно пойти на встречу тем, кто хочет больше разобраться в теме.
👍 Быстрая обратная связь по возникающим вопросам
Это могут быть ответы как от команды разработчиков курса, так и от сторонних людей. Особенно эффективно, когда есть живое сообщество людей, которые готовятся по этим материалам и могут помочь друг другу в случае вопросов. Причём вопросы могут быть как по материалам, так и по стратегии их использования.
👍 Курс содержит рисунки, наглядные примеры, эксперименты и лабораторные работы
Этот пункт больше касается естественных наук, нежели математики.