Найти в Дзене
НУАР-NOIR

«Советский нуар», который консультировал Че Гевара

Или как не перепутать «революционную картину» и «криминальную ленту»?

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Кадр из фильма "Я -Куба" (1964)
Кадр из фильма "Я -Куба" (1964)

Будем Вам крайне признательны, если дочитаете (хотя бы бегло) наш материал до конца и задержитесь здесь на пару минут. Заранее спасибо! Приятного вам чтения!

Кадр из фильма "Я -Куба" (1964)
Кадр из фильма "Я -Куба" (1964)

Погруженный в сумрачные размышления стрелок шаг за шагом поднимается ввысь по пролетам крутой лестницы, которые образуют причудливые узоры. Он придвигается к бордюру и смотрит в оптический прицел снайперской винтовки. Он видит сытого буржуа, который играет с детьми. Стрелок сомневается. Можно ли убивать отца на виду у маленьких детей? Сомнения берут верх….

Кадр из фильма "Я -Куба" (1964)
Кадр из фильма "Я -Куба" (1964)

На темных улицах, залитых светом неоновых вывесок, дает свой мрачный спектакль «театр, где играются драмы подворотен». Вот лощеный богатей завлекает в свою роскошную машину совсем юную девочку. Толпа пьяных моряков гонится за барышней в красивом, легком платье. Та находит случайное спасение, спрятавшись за спиной случайного прохожего, у которого хватает мужества вступиться за «беглянку»...

Кадр из фильма "Я -Куба" (1964)
Кадр из фильма "Я -Куба" (1964)

Полицейские с автоматами Томсона (правда, армейской, поздней комплектации) совершают налет на «гнездовье возмутителей спокойствия». Они переворачивают всё верх дном и, наконец, находят что-то сомнительное. «Чье это? Чье это?» - кричит дюжий блюститель закона. Через несколько минут один из «возмутителей» окажет активное сопротивление и его хладнокровно застрелит полицейский инспектор, тот самый дюжий буржуа, в которого безуспешно целился «стрелок» …

Кадр из фильма "Я -Куба" (1964)
Кадр из фильма "Я -Куба" (1964)

На крыше фешенебельного отеля идет полным ходом гулянка. Единым орнаментом колышутся гангстеры, модели, банкиры, подвыпившие «ночные бабочки», финансовые воротилы. Всё это перемежается длинными и мрачными тенями. Некоторые сцены сопровождаются дробным освещением. Эффект жалюзи создают поперечные перегородки из декоративно оформленного бамбука…

Кадр из фильма "Я -Куба" (1964)
Кадр из фильма "Я -Куба" (1964)

На первый взгляд может показаться, что мы говорим об одном из классических нуаров. Однако это не совсем так. Действительно, в данном фильме активно использовались приемы, присущие для нуара (подвижная камера, меняющиеся ракурсы и т.д). Однако мы сейчас рассматриваем революционную кинокартину 1964 года «Я – Куба».

Кадр из фильма "Я -Куба" (1964)
Кадр из фильма "Я -Куба" (1964)

Этот двухсерийный фильм примечателен несколькими моментами. Сценарий для «городской» части фильма был предложен советским поэтом Е. Евтушенко. А вот «сельская» часть творилась при активном участии…. (барабанная дробь!!!) Че Гевары и иногда приезжавших к нему братьев Кастро (Фиделя и Рауля). Так что хотите или нет, но Че Гевара выступил консультантом одного из «советских нуаров».

Кадр из фильма "Я -Куба" (1964)
Кадр из фильма "Я -Куба" (1964)

Впрочем, второй особенностью фильма является то, что ни советскому, ни кубинскому руководству он категорически не понравился. Поскольку на две три трети фильм был городским нуаром, то в СССР сочли, что создатели излишне восхищены «западными гангстерскими фильмами». Полагалось, что надо было показывать тяжелые условия труда рядовых кубинцев, а не радости жизни, присущие буржуазии.

На съемках фильма "Я -Куба" (1964)
На съемках фильма "Я -Куба" (1964)

Новый лидер показов нашего канала

Кубинцев не устроила «сельская» часть фильма, где собственно показаны действия революционных отрядов. Братья Кастро и Че Гевара объяснили своё недовольство очень просто: «В действительности всё было совершенно не так». В итоге по обоюдному согласию фильм положили на полку. И на долгие десятилетия про него забыли. И зря…

Кадр из фильма "Я -Куба" (1964)
Кадр из фильма "Я -Куба" (1964)

Я когда приступаю к той или иной киноленте сначала просто осмотрю её, пытаясь не обращать внимания на титры. И лишь затем собираю материал и дополнительные сведения о кинокартине. В итоге первое впечатление получается как бы незамутненным, дающим весьма интересные наблюдения.

Кадр из фильма "Я -Куба" (1964)
Кадр из фильма "Я -Куба" (1964)

Юный ангел мрачного кино

Когда в первый раз увидел фильм «Я – Куба», то сразу же обратил внимание: «Надо как похоже в некоторых моментах на „Летят журавли“». Эх… Тоже мне открытие. В обоих фильмах оператором выступал гений своего дела – Сергей Урусевский. По большому счету именно наработки Урусевского использовал Жан-Люк Годар, когда снимал свой фантастический нуар «Альфавиль» (1965). А ещё в обоих фильмах режиссером был Михаил Калатозов

Кадр из фильма "Я -Куба" (1964)
Кадр из фильма "Я -Куба" (1964)

На этом сходство «Кубы» и нуара не заканчивается. Например, у Кубы есть собственный голос, что во многом аналогичного «голосу города» - прием, который нередко использовался в классическом нуаре. Достаточно вспомнить американскую ленту 1953 года «Город, который никогда не спит» («Я – город, средоточие и сердце Америки»). Сходство с западными мрачными криминальными драмами отмечал и А. Тарковский, который сравнивал между собой «Веревку» Хичкока и «Я – Куба» Калатозова. Хотя данное сравнение нельзя назвать положительным, мол, переборщили с внешними эффектами.

Кадр из фильма "Я -Куба" (1964)
Кадр из фильма "Я -Куба" (1964)

Сайт про жанр нуар http://noir-film.ru/

Однако самым важным моментом во всей этой истории является вовсе не всё вышеперечисленное, а то, что во второй раз этот фильм «открыли» два гения криминального кино: Френсис Форд Коппола и Мартин Скорсезе. Они оказались в таком диком восторге от кинокартины, что разыскали (казалось бы, никому не нужные) исходнки. Отреставрировали, оцифровали их, а затем выпустили в формате специального издания на трех DVD. Так что не всегда наши «советские нуары» возвращаются к нам «от нас». Иногда они «воскресают», проделав очень причудливый путь.

Наш вердикт – фильм обязателен к просмотру всем, кто хоть в какой-то мере интересуется кинематографом. И не важно - идет ли речь о нуаре, или о лирических лентах. На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако очень скоро мы вернемся к анализу т.н. «советского нуара». А потому не забывайте читать наши материалы. А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара».