Может быть я не прав, но в последнее время стал замечать, что молодежи среди байкеров стало меньше. Почему-то мне практически не встречаются компании 19-20 летних райдеров, больше тех, кому по 27-30 лет и более. Поинтересовался у знакомого, работающего инструктором в мотошколе – он тоже поделился своими наблюдениями. Среди тех, кто учится на категорию «А» 18-летних можно по пальцам пересчитать. В основном приходят курсанты возрастом 30-35 лет и даже девушки от 20 до 25. Возможно в небольших городах ситуация иная, но в целом получается, что молодежь теряет интерес к мотоциклам. Видимо, ушло то время, когда наличие двухколесного мота было мечтой школьников.
Наблюдения подтверждают и данные производителей мотоциклов. Они постоянно ведут мониторинг рынка, и по данным маркетологов, доля покупателей байков в сегменте от 18 до 25 лет сократилась до минимальных значений в истории. Значения примерно одинаковые в России, Европе и США. Рост числа мотоциклистов есть пока только в Индии и Китае, где у покупателей зачастую не хватает денег на приобретение автомобиля, а пробки на улицах мегаполисов настолько большие, что мотоцикл или скутер имеет существенные преимущества перед четырехколесным транспортом.
Что же происходит у нас? Возможно, новое поколение оказалось в так называемой «ловушке комфорта». Им не надо готовить себе еду – ее всегда можно заказать на дом или дойти до ближайшего кафе. Впрочем, даже идти туда не надо – можно вызвать дешевое такси. Развлечения все чаще становятся виртуальными – классические шахматы уже превратились в некий артефакт, который если в семье и есть, то пылится где-то на антресолях. Удобно и комфортно лишь то, что требует минимальных трудозатрат.
Мотоцикл для нового поколения кажется развлечением слишком проблемным, требующим времени и внимания. Кроме того, байк по мнению нового поколения не отличается комфортом. Езда в дождь, дальняки с ночевками в палатке – это крайне неудобно. Но самое страшное, на мой взгляд заключается именно в том, что байк для сегодняшней молодежи – это именно развлечение, а не средство передвижения. А развлечения, как и мода, довольно быстро меняются. Если так дальше пойдет, то с распространением машин с автопилотами, мотоцикл может превратиться в музейный экспонат. Можно ли это как-то изменить? Ответа на этот вопрос я пока не нашел.