Недавно ездила к сыну на присягу в Ленинградскую область. На обратном пути вспоминала, как летом прошлого года радовалась и гордилась своим студентом, который поступил на бюджет в медицинский институт. В тот момент я даже представить себе не могла, что через год стану солдатской матерью.
В нашей семье не служил никто, кроме моего прадеда, который погиб за несколько дней до окончания войны где-то под Берлином.
Дед был инженером, во время войны работал на заводе. Отец тоже получил высшее образование, в армию очень хотел, но не брали по здоровью.
Служба в армии для меня всегда была страшной сказкой, которой пугают мальчиков, если они не хотят учиться. И я пугала своего сына, попутно уточняя, есть ли у нас кто-нибудь «свой» в военкомате.
Но когда Ярославу исполнилось 16 и пришла первая повестка с приказом явиться на медкомиссию, я поняла, что не хочу вмешиваться в жизнь сына, «отмазывать» его от возможной службы, решать, как ему жить и чем заниматься.
Выбирай сам: учиться или служить.
Сын поступил в медицинский, но даже года не продержался. Сказал, что ошибся и учиться дальше не хочет. Уверена, в тот момент он надеялся, что мама что-нибудь придумает. Конечно, ведь так было всегда!
Кому из нас не хочется быть хорошим родителем?! И мы стараемся, разрываясь между работой и семьёй, забывая, порой о своей жизни, лишь бы дети были счастливы. Но парадокс в том, что нет одного-единственного универсального ответа на вопрос «что такое счастье».
Мы бережно укрываем детей своим крылом, защищаем невзгод, не задумываясь, что именно трудности и ошибки делают человека сильнее.
Попробуйте укрыть росток от ветра и дождя — он вырастет тонкой, бледной былинкой. Я не хочу своему сыну такого будущего. Он выбрал бросить институт, это было решение, о последствиях которого он знал.
Переживаю? Очень. Сейчас не 90-е, но армия по-прежнему не курорт. И я волнуюсь, что будет с моим мальчиком. Волнуюсь, но не вмешиваюсь.
И очень горжусь своим солдатом.
Так уж вышло, что он не захотел учиться, но выбрал самую сложную и суровую школу. И, кстати, как я успела заметить за время нашей короткой встречи на присяге, неплохо справляется.
Самое сложное во всей этой ситуации было выдержать натиск бабушек и дедушек, которые обвиняли меня во всем, что произошло.
Пыталась объяснить им: будь я на его месте, поступила бы иначе. Но это его жизнь, я выбираю поддержать, но не вмешиваться.
Удивительно, мне 40 лет, и до сих пор родители считают себя ответственными за мои решения. Нет, у нас с моим сыном все будет иначе.
Мне кажется, весь конфликт отцов и детей сводится к тому, что взрослые, прожив жизнь и получив опыт, пытаются оценить жизнь ребёнка со своей точки зрения, не допуская мысли, что к счастью ведут разные дороги. И каждый волен выбрать свой путь сам.
А как бы вы поступили на моем месте?