Что означает пугающая рыба в легендарном фильме?
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствует репост материала в соцсетях!
Будем признательны, если дочитаете наш материал хотя бы бегло до конца. Или просто «пролистайте» и задержитесь в браузере на пару минут! Заранее спасибо!
Фильм Романа Полански «Китайский квартал» (1974) полон мрачных тайн и сомнительных намеков. Например, от зрителей не могло укрыться, что на роль старого богатея Ноя Кросса Полански пригласил Джона Хьюстона, постановщика легендарных нуаров – «Мальтийский сокол», «Ки-Ларго», «Асфальтовые джунгли». Казалось, что создатель нео-нуара пытался перебросить мостик к классическим нуарам.
Однако у подобного решения была и совершенно неочевидная сторона. Хьюстон недолюбливал Николсона, который крутил роман с его дочерью. Это придавало отношениям героев дополнительной напряженности. По этой причине сцена беседы персонажей на ранчо приобретает новый смысл, в особенности фраза, которую Ной Кросс бросает Джейку Гиттесу: «Так вы спите с моей дочерью?»
Если мы заговорили о сцене встречи Кросса и Гиттеса, то в ней есть масса интереснейших моментов. Остроумие и ирония в этой части киноленты используются как защитный механизм, который применяется обоими персонажами. Однако, как и можно предположить, подобная защита - всего лишь временная мера, она не может быть долговечной. Реальность перестает быть смешной, когда наружу выплывает страшная кровосмесительная тайна престарелого миллионера.
На практике же разговор Кросса и Гиттеса – это взаимный допрос, попытка исследовать друг друга, стремление вытащить из собеседника как можно больше сведений. И каждый из персонажей уклоняется от прямого ответа, в буквальном смысле слова прикрываясь шутками. Первый к остроте прибегает Ной Кросс. Он делает это в тот момент, когда Гиттес заявляет, что именно он был тем человеком, что убедил Эвелин Малрей (дочь Кросса) в том, что её муж был убит, а не погиб в результате несчастного случая.
Кросс выказывает подчеркнутое удивление и тут же переключает внимание детектива на жареную рыбу, которую вопреки традиционным правилам в доме миллионера к столу подали вместе с головой. Детектив явно испытывает отвращение к пище, он едва притрагивается к ней («Надеюсь, курицу я вас к столу подают все-таки без головы»). Отталкивающего вида рыба – это метафора к ужасающе гадкой сути Ноя Кросса. Зрители подсознательно испытывают к нему отвращение, хотя ещё и не знают о тайнах семьи Кросс-Малрей.
Обмен колкостями приводит к ряду непредвиденных последствий. Например, Гиттес начинает подозревать, что дело было вовсе не в воде и даже не в погибшем при странных обстоятельствах Холлисе Малрее, как главе департамента водоснабжения Лос-Анджелеса. Детектив ещё не понимает, что происходит, но для него очевидно, что все нити преступления тянутся к Эвелин Малрей, именно она образует ядро загадки.
Когда он показывает фотоснимки, на которых запечатлена ссора якобы давно не встречавшихся Ноя Кросса и Холлиса Малрея, богатей напросто игнорирует эти сведения, чем ещё больше укрепляет подозрения Гиттеса. Персонаж Николсона в глубине души подозревает, что запечатленная на фотографиях перебранка спровоцирована обсуждением судьбы Эвелин, что отец и муж никак не могут поделить эту женщину.
Ключ к визуальному толкованию этой сцены кроется в крупных планах, в том числе отталкивающего вида жареной рыбы. Рыба и вода, как символы порочности, связаны со сценами у небольшого пруда с рыбками. Гиттес почти сразу же обнаруживает в нём ключ к разгадке тайны, но он слишком поздно извлекает его из воды. Если же говорить о сцене на ранчо, то, вне всякого сомнения, Джейк Гиттес – это неподвижный центр, вокруг которого «танцуют» Ной Кросс и его слуга.
Слуга - это не просто третье лицо, оценивающее шутки своего хозяина, но хитрая уловка; его наличие расслабляет детектива, дает ему ложное чувство безопасности. На самом же деле слуга - всего лишь сообщник Кросса, помогающий богатею запутать Джейка. Не случайно слуга и хозяин «кружатся» вокруг своего гостя, как бы отвлекая его внимание, туманя его разум. Казалось бы, что слуга - «третье лицо», но в действительности же они едины со своим хозяином; это видно по синхронности движений и мимики, когда появляются мексиканские музыканты.
Новый лидер показов нашего канала
Шокирующий зрителя финал фильма не был результатом единодушного решения – мнения режиссера и сценариста кардинально разошлись. Таун хотел, чтобы у картины было оптимистическое, в чем-то даже романтическое завершение. И оно должно было состояться вовсе не в китайском квартале, который был всего лишь метафорой. Предполагалось, что Эвелин Малрей удачно сбежала от преследователей, а Ной Кросс был убит, его гибель вызывает ливень, который прекращает ужасающую засуху в Лос-Анджелесе.
Однако Полански решил, что у фильма должно быть трагичное окончание. И оно должно было состояться именно в китайском квартале. Он попросил «сделать» китайскую улицу, на которой один из полицейских убивает Эвелин Малрей, а Ной Кросс захватывает Кэтрин. Джейк Гиттес, не имеющий возможности предотвратить трагедию, сначала безмолвно взирает на неё, а затем также безмолвно покидает улицы китайского квартала. Таун, иронизируя над столь мрачным финалом, назвал последние кадры фильма «туннелем в конце света» - опять же шутка, которая афористично описывает нуар как «нигилистическую революцию».
Юный ангел мрачного кино
Полански хотел показать, что добро вовсе не всегда одерживает победу; чаще всего в реальной жизни триумфатором является жестокость и зло. В финале ленты уже ничего не остается от самовлюбленного Гиттеса. Зрителю как бы предлагается сделать выбор: судьба Эвелин Малрей и судьба Гиттеса в китайском квартале отнюдь не одно и то же. Женщина гибнет, для неё китайский квартал – это тупик. Подобно всем роковым красоткам классического нуара она обречена на гибель.
Джейк Гиттес продолжает жить, для него китайский квартал – это сквозная улица, по которой он уже когда-то проходил. Он может лишь попытаться забыть китайский квартал и постараться жить дальше, как ни в чем не бывало.
Сайт про жанр нуар http://noir-film.ru/
По большому счету «Китайский квартал» превратился в серию невротических шуток, пытающихся проникнуть за грань конкретного места. Сам чайнатаун представлен как таинственная и загадочная локация, символизирующая собой непостижимое и подсознательное. При выборе: забыть или вернуться в китайский квартал - Джейк самоуверенно решает вновь пройти по его улицам, что ведет к трагедии. Из его подсознания извлечены ужасы и переживания прошлого. Частный детектив обречен пережить их заново.
Не забывайте читать наши новые материалы! А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»