Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Постыдные тайны фильма «Китайский квартал»

Оглавление

Что означает пугающая рыба в легендарном фильме?

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствует репост материала в соцсетях!
Сцена с рыбой. Кадр из фильма "Китайский квартал" (1974)
Сцена с рыбой. Кадр из фильма "Китайский квартал" (1974)

Будем признательны, если дочитаете наш материал хотя бы бегло до конца. Или просто «пролистайте» и задержитесь в браузере на пару минут! Заранее спасибо!

Кадр из фильма "Китайский квартал" (1974)
Кадр из фильма "Китайский квартал" (1974)

Фильм Романа Полански «Китайский квартал» (1974) полон мрачных тайн и сомнительных намеков. Например, от зрителей не могло укрыться, что на роль старого богатея Ноя Кросса Полански пригласил Джона Хьюстона, постановщика легендарных нуаров – «Мальтийский сокол», «Ки-Ларго», «Асфальтовые джунгли». Казалось, что создатель нео-нуара пытался перебросить мостик к классическим нуарам.

Афиша фильма "Китайский квартал" (1974)
Афиша фильма "Китайский квартал" (1974)

Однако у подобного решения была и совершенно неочевидная сторона. Хьюстон недолюбливал Николсона, который крутил роман с его дочерью. Это придавало отношениям героев дополнительной напряженности. По этой причине сцена беседы персонажей на ранчо приобретает новый смысл, в особенности фраза, которую Ной Кросс бросает Джейку Гиттесу: «Так вы спите с моей дочерью?»

Съемки сцены с рыбой в фильме "Китайский квартал" (1974)
Съемки сцены с рыбой в фильме "Китайский квартал" (1974)

Если мы заговорили о сцене встречи Кросса и Гиттеса, то в ней есть масса интереснейших моментов. Остроумие и ирония в этой части киноленты используются как защитный механизм, который применяется обоими персонажами. Однако, как и можно предположить, подобная защита - всего лишь временная мера, она не может быть долговечной. Реальность перестает быть смешной, когда наружу выплывает страшная кровосмесительная тайна престарелого миллионера.

Кадр из фильма "Китайский квартал" (1974)
Кадр из фильма "Китайский квартал" (1974)

На практике же разговор Кросса и Гиттеса – это взаимный допрос, попытка исследовать друг друга, стремление вытащить из собеседника как можно больше сведений. И каждый из персонажей уклоняется от прямого ответа, в буквальном смысле слова прикрываясь шутками. Первый к остроте прибегает Ной Кросс. Он делает это в тот момент, когда Гиттес заявляет, что именно он был тем человеком, что убедил Эвелин Малрей (дочь Кросса) в том, что её муж был убит, а не погиб в результате несчастного случая.

Кадр из фильма "Китайский квартал" (1974)
Кадр из фильма "Китайский квартал" (1974)

Кросс выказывает подчеркнутое удивление и тут же переключает внимание детектива на жареную рыбу, которую вопреки традиционным правилам в доме миллионера к столу подали вместе с головой. Детектив явно испытывает отвращение к пище, он едва притрагивается к ней («Надеюсь, курицу я вас к столу подают все-таки без головы»). Отталкивающего вида рыба – это метафора к ужасающе гадкой сути Ноя Кросса. Зрители подсознательно испытывают к нему отвращение, хотя ещё и не знают о тайнах семьи Кросс-Малрей.

Кадр из фильма "Китайский квартал" (1974)
Кадр из фильма "Китайский квартал" (1974)

Обмен колкостями приводит к ряду непредвиденных последствий. Например, Гиттес начинает подозревать, что дело было вовсе не в воде и даже не в погибшем при странных обстоятельствах Холлисе Малрее, как главе департамента водоснабжения Лос-Анджелеса. Детектив ещё не понимает, что происходит, но для него очевидно, что все нити преступления тянутся к Эвелин Малрей, именно она образует ядро загадки.

Кадр из фильма "Китайский квартал" (1974)
Кадр из фильма "Китайский квартал" (1974)

Когда он показывает фотоснимки, на которых запечатлена ссора якобы давно не встречавшихся Ноя Кросса и Холлиса Малрея, богатей напросто игнорирует эти сведения, чем ещё больше укрепляет подозрения Гиттеса. Персонаж Николсона в глубине души подозревает, что запечатленная на фотографиях перебранка спровоцирована обсуждением судьбы Эвелин, что отец и муж никак не могут поделить эту женщину.

Кадр из фильма "Китайский квартал" (1974)
Кадр из фильма "Китайский квартал" (1974)

Ключ к визуальному толкованию этой сцены кроется в крупных планах, в том числе отталкивающего вида жареной рыбы. Рыба и вода, как символы порочности, связаны со сценами у небольшого пруда с рыбками. Гиттес почти сразу же обнаруживает в нём ключ к разгадке тайны, но он слишком поздно извлекает его из воды. Если же говорить о сцене на ранчо, то, вне всякого сомнения, Джейк Гиттес – это неподвижный центр, вокруг которого «танцуют» Ной Кросс и его слуга.

Кадр из фильма "Китайский квартал" (1974)
Кадр из фильма "Китайский квартал" (1974)

Слуга - это не просто третье лицо, оценивающее шутки своего хозяина, но хитрая уловка; его наличие расслабляет детектива, дает ему ложное чувство безопасности. На самом же деле слуга - всего лишь сообщник Кросса, помогающий богатею запутать Джейка. Не случайно слуга и хозяин «кружатся» вокруг своего гостя, как бы отвлекая его внимание, туманя его разум. Казалось бы, что слуга - «третье лицо», но в действительности же они едины со своим хозяином; это видно по синхронности движений и мимики, когда появляются мексиканские музыканты.

Съемки фильма "Китайский квартал" (1974)
Съемки фильма "Китайский квартал" (1974)

Новый лидер показов нашего канала

Шокирующий зрителя финал фильма не был результатом единодушного решения – мнения режиссера и сценариста кардинально разошлись. Таун хотел, чтобы у картины было оптимистическое, в чем-то даже романтическое завершение. И оно должно было состояться вовсе не в китайском квартале, который был всего лишь метафорой. Предполагалось, что Эвелин Малрей удачно сбежала от преследователей, а Ной Кросс был убит, его гибель вызывает ливень, который прекращает ужасающую засуху в Лос-Анджелесе.

Кадр из фильма "Китайский квартал" (1974)
Кадр из фильма "Китайский квартал" (1974)

Однако Полански решил, что у фильма должно быть трагичное окончание. И оно должно было состояться именно в китайском квартале. Он попросил «сделать» китайскую улицу, на которой один из полицейских убивает Эвелин Малрей, а Ной Кросс захватывает Кэтрин. Джейк Гиттес, не имеющий возможности предотвратить трагедию, сначала безмолвно взирает на неё, а затем также безмолвно покидает улицы китайского квартала. Таун, иронизируя над столь мрачным финалом, назвал последние кадры фильма «туннелем в конце света» - опять же шутка, которая афористично описывает нуар как «нигилистическую революцию».

Кадр из фильма "Китайский квартал" (1974)
Кадр из фильма "Китайский квартал" (1974)

Юный ангел мрачного кино

Полански хотел показать, что добро вовсе не всегда одерживает победу; чаще всего в реальной жизни триумфатором является жестокость и зло. В финале ленты уже ничего не остается от самовлюбленного Гиттеса. Зрителю как бы предлагается сделать выбор: судьба Эвелин Малрей и судьба Гиттеса в китайском квартале отнюдь не одно и то же. Женщина гибнет, для неё китайский квартал – это тупик. Подобно всем роковым красоткам классического нуара она обречена на гибель.

Кадр из фильма "Китайский квартал" (1974)
Кадр из фильма "Китайский квартал" (1974)

Джейк Гиттес продолжает жить, для него китайский квартал – это сквозная улица, по которой он уже когда-то проходил. Он может лишь попытаться забыть китайский квартал и постараться жить дальше, как ни в чем не бывало.

Кадр из фильма "Китайский квартал" (1974)
Кадр из фильма "Китайский квартал" (1974)

Сайт про жанр нуар http://noir-film.ru/

По большому счету «Китайский квартал» превратился в серию невротических шуток, пытающихся проникнуть за грань конкретного места. Сам чайнатаун представлен как таинственная и загадочная локация, символизирующая собой непостижимое и подсознательное. При выборе: забыть или вернуться в китайский квартал - Джейк самоуверенно решает вновь пройти по его улицам, что ведет к трагедии. Из его подсознания извлечены ужасы и переживания прошлого. Частный детектив обречен пережить их заново.

Не забывайте читать наши новые материалы! А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»