Известный отечественный детский психолог Венгер в одной из своих статей описывал случай, когда пятилетний мальчик, умеющий считать до 100, не смог пересчитать 20 спичек – он просто не умел этого делать, потому что его научили только порядковому счёту, а о том, что существуют объекты счёта, он даже не подозревал.
Венгер приводил этот пример для иллюстрации вербализма у здоровых детей, когда они уверенно используют в речи много слов, значение которых не знают и не понимают.
Порядковый счёт в пределах того или иного ряда – первое арифметическое действие, которым овладевают практически все дети до школы. Нет никакого смысла и пользы удлинять этот ряд, если он абстрактный. Ещё Архимед замечал, что числовой ряд можно продолжать бесконечно, а для реальных задач достаточно небольшого отрезка.
Главное для дошкольника – готовиться к решению задач, а в старшем дошкольном возрасте научиться решать и составлять простейшие арифметические задачи. Всем этим должны заниматься в детских дошкольных учреждениях. Но поскольку контроль знаний и промежуточных результатов там, по объективным причинам, отличается от школьного, ребёнок может упустить в своём развитии этот важный этап.
Помочь ребёнку подготовиться к овладению арифметикой – вполне посильная задача для родителей, только, как и во всём, что касается развития детей, об этой задаче всегда нужно помнить и регулярно предлагать ребёнку разнообразные «арифметические ситуации».
Прежде всего, конечно, учить порядковому счёту и повторять его - всегда с использованием каких-то объектов. И для этого никаких пособий не нужно. Считать в быту можно что угодно – от ступенек до полосок на хвосте у кошки. Чем разнообразнее и неожиданнее будут задания, тем охотнее ребёнок будет считать. Достаточно до 10, но можно и больше, конечно, хотя обычно, когда слишком много объектов, ребёнку становится трудно или скучно. И всегда нужно задавать вопрос «Сколько?» - это подготовка к тому, что любая задача всегда содержит вопрос, на который нужно дать ответ.
Цифры тоже можно и нужно изучать параллельно, только их не считают, а называют, т.е. читают символы. Можно позже постепенно соотносить символы и счёт, разделив для ребёнка понятия «цифра» и «количество».
«Арифметические ситуации» это подобие задачек, которые можно смоделировать для ребёнка в быту или в игре, если он уже освоил счёт до 10 или хотя бы до 5.
Например:
- Если ребёнок готов помочь накрыть на стол к приходу гостей или к семейному обеду. Посчитать стулья/табуретки, тарелки, стаканы, а потом попросить разложить ложки и дать ему на одну-две меньше. Потом спросить, сколько не хватает и вручить недостающее, при этом заметив, что случайно ошибка получилась.
- Попросить ребёнка принести из другой комнаты какие-то предметы, например, шесть или больше/меньше карандашей или фломастеров. Если ребёнок ошибся, то вместе посчитать сколько не хватает или сколько лишних.
- Спросить у ребёнка: «Сколько тебе дать ягод (виноградин, например) – 6 или 10 (5 или 7 и т.п.)?» Если назовёт большее число, то отсчитывать по одной ягоде и когда будет 6, спросить шутя: «Может, хватит?» Далее в зависимости от ситуации, но скорее всего ребёнок попросит ещё. Вот тогда и спросить или посчитать вместе – сколько это «ещё». Если вначале назовёт меньшее число, то отсчитать сколько назвал, а потом заметить, что это мало и предложить ещё, например, 4, чтобы стало 10.
- Очистить апельсин или мандарин, разделить на дольки и посчитать их. А потом предложить ребёнку угостить одной долькой каждого члена семьи. Посчитать вместе сколько человек. Обсудить, хватит ли на всех, раздать и посчитать оставшиеся, которые конечно же достаются ребёнку, потому что он так хорошо умеет считать)
- «Сколько пропало?» - игра аналогичная «Что пропало?» Использовать какое-то количество (3-5) однотипных предметов – кубиков, шариков, карандашей, ложек, картофелин, яблок, конфет…Можно обыграть ситуацию – что завелась какая-нибудь мышка-воришка. Посчитать вместе с ребёнком предметы, потом он уходит или отворачивается, один-два предмета убираются, ребёнок считает, сколько пропало.
- Разложение 10 на два числа – очень полезно заняться тренировкой ещё задолго до того, как ребёнок будет осваивать разложение десятки в школе. Для этого удобно взять 10 небольших или даже мелких предметов – орешки, семечки, горошины, фасоль, пуговицы, камушки. Разложить в ровный ряд, посчитать, обратить особое внимание первый раз и всегда, что предметов 10. А потом на глазах у ребёнка закрыть ладонью, например, два предмета и попросить посчитать оставшиеся. Когда он посчитает, спросить, сколько предметов под рукой. Ребёнок должен просто вспомнить. А потом оставить эти два, а восемь - те, что он только что считал - закрыть рукой и спросить сколько там. Через какое-то время (можно с другими предметами и даже лучше с другими) повторить прошлое разложение. Можно попробовать уже на второй раз закрыть два предмета так, чтобы ребёнок не видел, сколько, а когда он посчитает оставшиеся, спросить сколько под рукой. Так постепенно отработать все разложения десятки – неважно в каком порядке. Причём закрывать предметы рукой может сам ребёнок, а считать будете вы. Когда ребёнок уже запомнил какое-то разложение, можно специально ошибаться, называя число предметов, которые он закрыл: исправление чужой ошибки – прекрасное упражнение.
Ближе к школе останется только повторять устно все разложения десятки, предложив ребёнку вспомнить, как вы играли с орешками или конфетами.
Придумывайте подобные ситуации, ориентируясь на то, что интересно вашему ребёнку. Гораздо полезнее научить его до школы складывать и вычитать в пределах десяти, чем обучать его порядковому счёту до 100. В любом случае лучше уж тогда заучить обратный счёт от 10.