Найти тему

Почему Русь стала православной страной, а не мусульманской, католической или иудейской

При князе Владимире Святославиче славянская Русь была уже великим государством, и потому мусульманские, христианские и иудейские страны желали иметь её своим союзником. А самым крепким залогом такого союза была общая вера. Хотя, чего греха таить, и единоверцы порой крови друг друга не жалеют.

Когда пришли к князю мусульмане, они рассказали, что их вера дозволяет иметь много жён, и это Владимиру весьма бы подошло — ведь и он имел несколько жён. Но зато магометанам запрещается есть свинину и пить вино. И князь Владимир отказался от веры мусульманской:

"Руси есть веселие пити, не можем без того жити".

И не принял мусульманскую веру...

Г.С. Седов. Обращение князя Владимира в христианство. 1866. Частное собрание
Г.С. Седов. Обращение князя Владимира в христианство. 1866. Частное собрание

А когда пришли к Владимиру посланцы иудеев — евреев, князь в ответ на предложение принять иудейскую веру спросил, где их земля. Евреи ответили, что нет у их народа теперь своей земли, ибо Бог "во гневе своём расточил нас по землям чуждым". И тогда Владимир ответил:

"И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других? Мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества".

И от римских посланников веры христианской не принял, сказал, что "отцы наши" от папы римского веры не приняли, потому и дети их не приемлют. Большие тогда сложности в Риме были, паутина интриг плелась вокруг папского престола, Владимир о них наверное знал и не пожелал в них участвовать.

Страшный суд. XII в. Монастырь св. Екатерины. Синай
Страшный суд. XII в. Монастырь св. Екатерины. Синай

Наконец, прибыл в Киев некий философ мудрый и рассказал князю о вере греческой — христианской. Об истории этой веры и её заветах. А в заключение показал ему образ Страшного Суда, где были праведники, идущие в рай, и грешники, отправляющиеся на вечную муку. По некоторым преданиям, тогда и сказал князь Владимир, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Такое огромное впечатление произвела на него картина адских мук. А он-то хорошо знал, сколько грехов у него на душе накопилось!

Но опытным и осторожным политиком был князь. Он решил послать десять мудрых мужей посмотреть, каковы обряды в каждой вере. Ни мечети, ни синагоги не пленили русичей, а в землях римского папы моление, как они сказали, проходило "без всякого величия и красоты".

Архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Софийский собор. Константинополь, столица Византии (ныне Стамбул, Турция)
Архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Софийский собор. Константинополь, столица Византии (ныне Стамбул, Турция)

А потом попали княжьи посланцы в Константинопольский храм Святой Софии, убранный мозаиками и фресками, сияющими сквозь благоуханный дым фимиама. Увидели дивные иконы, красоту и величие богослужения. Услышали торжественное пение. И пришли в такое восхищение, что не знали, на земле или на небе они оказались. А главное, почувствовали они, что в храме этом Сам Бог присутствует среди молящихся. Так и сказали они, возвратившись в Киев к своему князю:

"всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав веру греков, не хотим иной".

И напомнили ему о мудрости княгини Ольги, бабки Владимира, принявшей христианство от Византии.

Так и решил Владимир принять веру от византийцев.