Вообще, вербализм означает пустую абстрактную болтовню, что-то типа демагогии. Но в детской психологии этим термином обозначается синдром, который характеризуется преимущественным развитием речи в ущерб другим познавательным процессам.
К вербализму склонны дети со значительными дефектами зрения (слепые), т.к. у них существенно ограничено восприятие окружающего и многие представления лишены конкретности – из-за этого они быстро пополняют свой словарный запас абстрактными понятиями, и речь их становится формальной, т.е. за грамотными речевыми конструкциями, которые они легко запоминают, не стоит никакого смысла. Также вербализм встречается у детей с задержкой психического развития. Дефектологи специально работают с такими детьми, чтобы не допустить развития вербализма или скорректировать умственное развитие, если оно пошло по такому типу.
Однако вербализм может стать результатом неправильного развития совершенно здорового ребёнка, если его обучение на ранних этапах проходило в основном в словесной форме, без опоры на реальность, опыт и конкретные факты, если пополнение его словарного запаса шло без развития предметно-образного и логического мышления. И психологи также считают это отклонением в развитии личности ребёнка, потому что такой дисбаланс часто сказывается на его поведении, социализации, приводит к неадекватной самооценке и плохой успеваемости в школе.
Очевидно, что вербализм легко формируется у детей с хорошей памятью и общим высоким потенциалом развития. Часто взрослые, замечая то, что у ребёнка получается хорошо, намеренно стимулируют развитие этой его способности, постоянно усложняя для него задачи. Так, если он, что называется, слёту запоминает детские стихи, ему предлагается заучивать более сложные и длинные произведения, в которых обычно много слов и понятий, которые не могут быть ещё ему известны.
Или например, родители, думая, что расширяют кругозор своего ребёнка, знакомят его с некими категориями предметов, которые для него остаются абстрактными. К примеру, он может легко перечислить десяток пород деревьев, но затруднится в описании берёзы.
Вербализмом в обучении занимаются те родители, которые не столько рано, сколько формально подходят к обучению детей чтению и счёту. Например, начинают рано знакомить детей с названиями букв или цифр, которые всего лишь являются символами и без соотнесения со звуковым составом слогов и слов и с понятием «количество» не несут для ребёнка никакого смысла. В результате совсем маленький ребёнок может знать все буквы и цифры до 100, но при этом ни читать, ни считать он не умеет. Вред здесь не только в том, что мозг ребёнка перегружается ненужной для его развития информацией и вытесняются другие необходимые познавательные процессы – позже ребёнку труднее будет освоить и чтение, и арифметический счёт.
Логично предположить, что только родители, не являясь специалистами в обучении и развитии детей, могут невольно допускать такие серьёзные ошибки. Однако подобное встречается в обучении, которым занимаются и педагоги в развивающих группах и центрах.
Родители моей внучки записали её на дополнительные развивающие занятия в детском саду, когда она была в младшей группе, т.е. ребёнку было три года. Мать девочки, однажды случайно наблюдая за занятием, была свидетелем такого развивающего упражнения: трёхлетние дети в весёлой игре с мячом заучивали… названия месяцев года. Для детей такого возраста это абсолютно ненужная информация, которую они могли воспринимать только абстрактно. Разумеется, при двух занятиях в неделю и, вероятно, отработке ещё многих абстрактных понятий, большинство детей не запомнили ничего, т.е. речь наверное следует вести просто о формальном подходе. И тогда вреда здесь меньше, чем бесполезности таких занятий.
Когда сами родители, которые постоянно находятся с ребёнком, поставили себе цель пополнять таким образом его словарный запас, то до вербализма как психологического синдрома тут недалеко.
С ребёнком обязательно надо заниматься, но подходить к его развитию следует комплексно, уделяя одинаковое внимание всем видам детской деятельности: рисованию, моделированию, сюжетно-ролевым и логическим играм, музыке, знакомству с окружающим миром, двигательной активности – танцам, спорту. Что касается речи, то развивать её надо на конкретных образах и понятиях. И тут ограничений нет – чем с большим количеством конкретных, предметных понятий ребёнок будет знаком, тем лучше – тем легче пойдёт его дальнейшее развитие, в том числе и речи.
Мало того, если вы замечаете, что ребёнок склонен к какому-то определённому виду деятельности, обязательно заинтересуете его другими познавательными процессами. Это касается и тех случаев, когда ребёнок, например, готов часами сидеть с конструктором или пазлами, но совершенно равнодушен к рисованию или сюжетным играм.
Иными словами, в детском возрасте, особенно дошкольном, как отставание, так и преимущественное развитие каких-то познавательных процессов может привести к неблагоприятному варианту формирования личности ребёнка.