Найти тему

Теоретические основы определения границ пригородных зон

Оглавление
https://c.pxhere.com/images/92/9f/747471cfe0d273387f85b6514ada-1450519.jpg!d
https://c.pxhere.com/images/92/9f/747471cfe0d273387f85b6514ada-1450519.jpg!d

В статье рассматривается вопрос определения границ пригородной зоны, особенно пригородного сельского хозяйства. Ученые и специалисты, экономисты, географы, демографы, градостроители, занимающиеся теорией и практикой формирования пригородных территорий, определения их границ, предлагают различные подходы, поэтому общепризнанной единой методологии и методов не существует. В статье проанализированы подходы ученых к определению границ пригородных территорий: радиус производства и транспортировки сельскохозяйственной продукции, маятниковые миграции, функциональные связи, город как центр тяжести, применение нормативных показателей, расположение пригородных сооружений и мест массового отдыха населения. В настоящее время этот вопрос остается актуальным и открытым. Для ее решения необходимо обратить внимание на эффективность связей между городом и прилегающей территорией. Пригородная зона формируется под влиянием города, ее территория может быть определена только на основе комплексного учета функциональных связей с городом, герметичности и устойчивости этих связей, а также назначения пригородного пространства для удовлетворения потребностей города. Главной целью при выделении границы пригородной зоны должно быть рассмотрение ее как территории в пригородном пространстве, которая функционирует с городом в целом. Для этого необходимо: провести общий анализ развития окружающих территорий города, включая изучение демографии, экономики, производства, землепользования, экологии на основе статистической информации; обоснование факторов и показателей, влияющих на возникновение связей между городом и пригородами; установление функций; распределение территорий, расположенных в зоне влияния города; определение границы пригородной зоны, на основе которой определяются функциональные связи, отражающие сложное зонирование.

Сейчас хорошо известно, что город оказывает влияние на развитие пригородных территорий и образует пригородную зону. Фактически, чем больше город (по численности населения), тем больше его влияние на прилегающую территорию, что проявляется в различных функциональных связях: формирование зоны отдыха, санитарной зоны, формирование логистической инфраструктуры (склады, водоснабжение, газонасосные станции, торговые центры), промышленных и сельскохозяйственных коммуникаций. Эти взаимосвязи определяют различные функции пригородной зоны, их эффективность, интенсивность (частоту проявления) и границы распространения. Большое количество исследований ученых посвящено именно определению границ пригородной зоны. В период 1930-40-х годов - активной индустриализации, в 1950-70-х годах - роста городов и агломераций, работа научных географов, экономистов была направлена на определение территории (площади) и состава пригородных территорий.

Сельхоззона

Первые работы были посвящены изучению сельскохозяйственного производства вокруг городов, формированию пригородных сельскохозяйственных зон. Рост городов, увеличение численности городского населения, "востребованного" из пригородных районов, производство малотранспортабельных и скоропортящихся продуктов питания. Производство мяса и молочной и плодоовощной продукции на территории пригорода обусловлено, во-первых, постоянно растущим спросом, во-вторых, специфическими ценностными свойствами этих продуктов питания, а также короткими сроками их хранения и реализации. По этому принципу радиус производства многих видов продукции определяет границы пригородной зоны. По мнению некоторых ученых, пригородные сельскохозяйственные зоны являются особой формой специализации в сельском хозяйстве. В первом раунде, по их мнению, должны быть размещены хозяйства, производящие овощи, то есть малотранспортабельную продукцию. Размер этой зоны может быть - 10-15 км. от города. Второй круг - "молочный" - 10-20 км. от города. И третье предприятие - картофелеводство. Расстояние может достигать 50 км. Наряду с приведенной выше аргументацией о пищевой функции пригородов, некоторые экономисты 30-х годов прошлого века. Последнее столетие отрицало его независимость. Они считали, что необходимо создавать не пригородные зоны, а зоны для доставки продуктов питания в города и промышленные центры. Ряд экономистов понимают суть и задачи пригородной сельскохозяйственной зоны, которая заключается в обеспечении производства овощей, картофеля, молока, диетических яиц, свежего мяса и домашней птицы в размерах, отвечающих потребностям городского населения. Необходимо близкое расположение фермерских хозяйств к городу, наличие развитой транспортной инфраструктуры. Отмечается, что сельскохозяйственная зона должна включать в себя не специализированные хозяйства, а представлять собой территорию одного или нескольких административных районов, границы которых определяют размеры пригородной сельскохозяйственной зоны. Прогнозируя эти заявления на сегодняшний день, учитывая мобильность транспорта, сотрудничества, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, они не имеют отношения к делу. Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

  • пригородные районы, позднее пригородные зоны, до индустриализации и после нее, в основном рассматривались как сельскохозяйственная составляющая города;
  • продуктивность сельскохозяйственной функции пригородов диктовалась численностью населения города;
  • границы как сельскохозяйственной, так и пригородной зоны определялись расстоянием (точкой круга), на которое сельскохозяйственные предприятия доставляют свою продукцию в точки продаж, с условием возвращения транспортных средств на ферму в тот же день;
  • основная функция пригородной зоны - сельскохозяйственная;
  • пригородная зона функционально выполнила "приказы" города, "подчиненного" городу;
  • развитие транспорта и научный прогресс внесли коррективы в разграничение пригородов.

Анализ подходов к определению границ пригородной зоны

В вопросе определения границ пригородной зоны прослеживаются и другие теории (разработки). Ряд авторов и коллективов работали над проблемами выбора, планирования и развития пригородной зоны. Масштаб гравитации зависит от ряда факторов, среди которых основными являются привлекательность центра города, определяемая спектром, мощностью и качеством предоставляемых услуг, а также условиями доступности, выраженными во времени, необходимом для его посещения. Обоснованный подход к определению территории пригородной зоны, которая в 1970-х годах была выделена в отдельное научное направление, основан на изучении маятниковой миграции населения в пригороды и ее социально-экономических аспектов. Близость и доступность города позволяет части сельских жителей найти работу и учебу в городе, не меняя места жительства. Наблюдается также обратная тенденция маятникового движения населения - от города к пригороду, как правило, с целью пригородного отдыха. Массовые исследования, связанные с изучением постоянной и маятниковой миграции населения в пригородные районы, были проведены в 1960-х и 1970-х годах. В связи с проведенным исследованием была определена роль маятниковой миграции в системе расселения, обоснована необходимость ее изучения при разработке генеральных планов развития крупных городов, схем районного планирования, распределения трудовых ресурсов, формирования трудового баланса пригородных сельскохозяйственных предприятий. Наблюдается тенденция к сосредоточению в центре города других населенных пунктов, обусловленная необходимостью постоянного предоставления культурно-социальных услуг. Особое значение при определении границ района города имеет расположение пригородных зданий и мест массового отдыха населения. Расстояние до мест отдыха определяется индивидуально в каждом отдельном случае, количественные показатели не должны использоваться. Агрегационная зона включает в себя агломерационное ядро, первый пояс спутников, второй пояс спутников и периферическую зону. Нормативные подходы к определению размеров пригородной зоны содержатся в работах градостроителей, занимающихся проблемами градостроительства. В проектных работах по региональному планированию пригородных зон 50-60-х годов XX века для города с населением 500 тысяч человек были использованы следующие прикладные территории. Пригородная зона должна составлять 700-800 тыс. га, города в 1 млн. жителей - до 1 млн. га. Градостроительство является очень важным этапом планирования пригородов, поскольку оно выполняет ряд санитарно-гигиенических, рекреационных, логистических инфраструктурных функций. Для сельскохозяйственной продукции, очевидно, будут существовать только границы для маятниковой миграции, для отдыха - другие. Тем не менее, большинство исследователей сходятся во мнении, что пригородная зона нуждается в единой границе, которая включает в себя размер пригородной зоны или пригородной зоны. Это может быть достигнуто на основе анализа, включающего зонирование территории. Существует ряд методов зонирования и зонирования, которые используются при изучении социально-экономических явлений:

  • статистические группировки, позволяющие идентифицировать сходные по ряду показателей территориальные единицы;
  • теория распознавания образов или построение многомерной математической модели с однородными единицами (таксонами)
  • гипотетические методы изучения космоса;
  • рассчет евклидового расстояния (коэффициент удаленности)
  • характеристика взаимного влияния (притяжения) объектов.