Здравствуйте, дорогие читатели!
Сегодня раннее развитие ребенка является актуальным и востребованным. Ранним принято считать период от 1 года до 3 лет. Это направление детской педагогики пришло из Японии. На востоке убеждены, что в первые годы жизни ребенок способен легко изучать иностранные языки или играть на музыкальных инструментах, а в более зрелом возрасте этому обучиться гораздо сложнее.
Подхватывая эту идею, многие современные мамы считают, что их детям жизненно необходимы подобные навыки: с детьми занимаются дома, водят на развивающие кружки.
Другие же, наоборот, считают, что в таком возрасте ребенку достаточно игр с родителями и сверстниками, а специальные занятия только перегружают малыша, не давая ему при этом сконцентрироваться и проявить собственный интерес к происходящему.
Так как же влияет раннее развитие на психику и развитие ребенка и есть ли в нем необходимость вообще? Ниже приведены факты как положительного, так и отрицательного действия раннего развития.
Плюсы
Создатель проекта по психологии PosPsy Денис Зеликсон утверждает, что родители должны поощрять естественное развитие психики ребенка путем стимулирования сенсорно-моторных навыков, а в более зрелом возрасте – уделять внимание навыкам социального взаимодействия с окружающим миром.
Эта идея также лежит в основе классической методики Монтессори. Ученые даже утверждают, что ребенок способен начать изучение иностранных языков уже в первые месяцы жизни!
Таким образом, головной мозг становится более пластичным, то есть более податливым к усваиванию новой информации. Занятия по методике Монтессори развивают в ребенке самостоятельность, а также умение быстро адаптироваться к новой обстановке.
К примеру, малыш сможет длительное время играть без взрослых, самостоятельно устанавливая правила игры, поскольку такие занятия позволяют ему выражать свои интересы и проявлять инициативу в наиболее подходящем для него темпе. В будущем дети, которых развивали по такой схеме, будут менее подвержены психическим разладам.
Минусы
У раннего развития также есть и обратная сторона. Учеными доказано, что в возрасте от 1 до 3 лет нервная система и психика ребенка еще недостаточно развиты для больших нагрузок. В этот период мозг ребенка действительно впитывает новую информацию, как губка, и создается впечатление, что малыш развивается в подходящем для него темпе.
Однако уже спустя несколько лет заметны побочные эффекты такого развития: школьники без специальной подготовки сравниваются в развитии с «заранее обученными» одногодками. Это происходит из-за того, что на мозг таких детей не было серьезного давления, попросту говоря, он не был забит сложностями. В это же время у ребенка была возможность наблюдать, анализировать, общаться. Эти навыки оказываются более важными, чем умение считать до 100 или петь песни на иностранном языке.
Раннее развитие может нести ребенку как пользу, так и вред. Стоит понимать, что все дети разные и к каждому необходим индивидуальный подход. В первую очередь, малыш должен быть всесторонне развит.
Особое внимание необходимо уделять эмоциональной сфере, так как она отвечает за готовность ребенка познавать этот мир.
Как вы относитесь к раннему развитию ребёнка? Стоит ли игра свеч или просто плыть по течению?