Найти тему
Ностальгия по СССР и 90-м

Воздушные пираты: 5 самых громких захватов пассажирских самолетов в СССР

Оглавление
Штурм самолета спецподразделением Альфа
Штурм самолета спецподразделением Альфа

В советское время компартией велась активная пропаганда среди населения, что в СССР в отличие от западных капиталистических стран не было бандитизма, тем более на авиатранспорте, поэтому все случаи захвата или угона самолетов "воздушными пиратами", как гражданских, так и военных, сразу же засекречивали, а при обезвреживании угонщиков награды вручали якобы за задержание опасного преступника в Парке Горького.

Практически всегда требованием захватчиков был вылет лайнера за пределы СССР в какую-либо капстрану в надежде получить там политическое убежище либо выкуп в валюте за пассажиров. Иногда угонщиками выступали представители заигравшейся и вконец обнаглевшей "золотой молодежи" или даже школьники.

Ели верить статистике, то в период существования СССР было совершено 110 попыток угона воздушных судов, 24 из которых окончились удачно для захватчиков. Большая часть из них (62 инцидента) пришлась уже на период перестройки и политической нестабильности.

До начала 70-х на внутренних авиарейсах в СССР не было никаких досмотров, и зайти в салон самолета было не сложнее, чем в поезд: купил билет, зашел на борт, на входе проверили билет и все. Этим и пользовались первые авиаугонщики, пронося на борт обрезы и взрывчатку.

Рассказываем вам о 5 самых громких случаях воздушного пиратства в СССР, о которых за редким исключением долгие годы молчали советские газеты, ведь ничто не должно было омрачать веру советских людей в светлое коммунистическое будущее.

Угонщики Ан-24 отец и сын Бразинскасы
Угонщики Ан-24 отец и сын Бразинскасы

1. Угон Ан-24 в Турцию

15 октября 1970 года произошел первый успешный случай угона самолёта в СССР, получивший широкую общественную огласку и поссоривший СССР с Турцией. В тот день литовцы Пранас Бразинскас и его 13-летний сын Альгирдас пронесли на борт обрезы и захватили Ан-24, летевший из приграничного Батуми в Краснодар с 46 пассажирами на борту, потребовав лететь в Турцию.

Молоденькая стюардесса Надя Курченко попыталась остановить преступников, но получила пулю в сердце. Экипаж был вынужден подчиниться угонщиков и посадил лайнер в турецком Трабзоне, где угонщики попросили политическое убежище. Турецкие власти отказались выдать преступников СССР. Бразинскасы были осуждены, но через 4 года их амнистировали, и они переехали в США.

Имя отважной стюардессы активно использовали в СССР для пропаганды против запада и перебежчиков, ее именем называли улицы и школы.

Самолет, идентичный захваченному
Самолет, идентичный захваченному

2. Захват Ту-104 в Ленинграде

23 апреля 1973 года Ту-104 выполнял обычный рейс из Ленинграда в Москву. После взлета один из пассажиров, угрожая "адской машиной, потребовал повернуть лайнер в направлении Стокгольма. Пилоты решили вернуться в Ленинграда. Пока штурман отвлекал угонщика, летчики готовили к посадке самолет. Однако при посадке, когда лайнер выпустил шасси, злодей понял, что его обманули и успел активировать заряд.

Поврежденный самолет благодаря неимоверным усилиям летчиков смог вполне благополучно приземлиться, никто из пассажиров не пострадал.

Як-40, идентичный угнанному
Як-40, идентичный угнанному

3. Штурм Як-40 в Быково

2 ноября 1973 года Як-40 выполнял рейс из Быково в Брянск. На борту среди пассажиров оказались 4 студента техникума в возрасте от 16 до 20 лет, которые незадолго до посадки достали обрезы, и проникнув в кабину, приказали вернуть лайнер в Москву, Негодяи потребовали выкуп 5 млн. долларов за свободу заложников и беспрепятственный перелет в Швецию после дозаправки.

После посадки в Быково было принято решение взять захватчиков штурмом - впервые в советской истории. Штурм прошел вполне успешно, налетчиков задержали, а пассажиры были освобождены.

После данного случая в аэропортах СССР был усилен досмотр пассажиров, а угон самолета вынесен в Уголовном кодексе как отдельное преступление.

Молодожены-угонщики Тинатин Патвиашвили и Гега Кобахидзе
Молодожены-угонщики Тинатин Патвиашвили и Гега Кобахидзе

4. Захват Ту-134 грузинской "золотой молодежью"

18 ноября 1983 года представители грузинской "золотой молодежи", которые были детьми высокопоставленных и обеспеченных родителей, воспользовавшись знакомством с одним из сотрудников службы досмотра аэропорта, под видом молодоженов пронесли без проверки на борт оружие и захватили Ту-134, летевший маршрутом Тбилиси-Батуми, пытаясь таким образом сбежать на Запад.

На подлете к Батуми молодчики достали оружие и потребовали лететь в Турцию, однако пилоты смогли скрыться за бронированной дверью в кабину и, воспользовавшись темнотой и ненастной погодой, приземлили самолет в Тбилиси.

Угонщики требовали дозаправить лайнер и вылететь в Турцию. Наутро 19 ноября в результате проведённой группой Альфа спецоперации «Набат» негодяи были обезврежены, а пассажиры освобождены.

Братья Овечкины - члены ансамбля "Семь Симеонов"
Братья Овечкины - члены ансамбля "Семь Симеонов"

5. Захват Ту-154 музыкантами Овечкиными

8 марта 1988 года члены известного в СССР джазового ансамбля семьи Овечкиных "Семь Симеонов" вместе с матерью и малолетними детьми по пути из Иркутска на подходе к Ленинграду захватили Ту-154, потребовав лететь в Лондон.

Но пилоты обманули Овечкиных, посадив самолет якобы для дозаправки на военном аэродроме Вещево в Ленобласти под видом Финляндии.

В результате неудачного штурма лайнер загорелся, нескольким пассажирам не удалось выбраться.

Позднее по мотивам событий в 1999 году был снят художественный фильм "Мама".

Нравится? Поддержи канал:

☑️ Подпишись и получай в ленте Дзена новые статьи!

👍 Жми палец вверх, сделай репост для друзей в соцсетях!

👉Похожие статьи: