Мы сидели за столом и слушали. Чай, стоявший перед нами, давно остыл, но нам было не до него никакого дела. Мы — это ученики семинарии, которые приехали на каникулы к своему духовному отцу. Батюшка сидел во главе длинного стола в трапезной, которая служила одновременно и гостиной и приемной. Ужин давно закончился, а мы все ещё вели беседу на интересующие нас темы. Я с большой теплотой и благодарностью вспоминаю эти вечерние беседы-посиделки. Из них я почерпнул столько информации, сколько не узнал за весь курс обучения в семинарии. И главная ценность этих бесед заключалась в том, что они основывались на реальном духовном опыте.
В сегодняшнем разговоре речь как-то сама собой зашла о бесноватых или, как еще говорят, одержимых. Если говорить точнее — об «Чине изгнания злых духов». Этот чин в народе называют еще «отчиткой» или «вычиткой». Батюшка очень осторожно относился к массовому появлению «старцев» занимающихся отчиткой.
«Вот, скажите, - спросил батюшка, поправляя очки, - почему этого чина не было раньше в Требниках? Впервые чин это появился в католицизме, и назван был экзорцизм. Он был напечатан также в Большом Требнике Петра Могилы. Но в простом Требнике, который предназначался для рядового священника, этого чина нет?»
И сам же ответил: «Потому что простой иерей, не имеющий на это благословения, не может совершать этот чин. Не потому, что не имеет права, а потому, что это чревато для него самого и его близких очень тяжелыми последствиями. Некоторые начинающие даже сходили с ума. Ведь ты бросаешь вызов самому князю тьмы. Существует такой закон открытый Ньютоном, что действие равно противодействию. В духовной жизни так же. Это ведь такая же война. Если ты надел погоны солдата, то против тебя враг и выставит солдата, а если ты одел погоны генерала, то и ожидай с враждующей стороны генерала.»
«Но ведь у них есть благословение правящего архиерея, - возразил я - не самочинно же они взялись за это служение?»
«А одного благословения архиерея мало. Это ведь простая субординация. Что без воли архиерея священник не может ничего совершать. Хорошо, если архиерей имеет духовное рассуждение. А если архиерей простой администратор? Такое, к сожалению, очень часто бывает. Здесь необходимо благословение духоносных старцев.
У меня в священнической практике был один случай. Обратились ко мне с просьбой отпеть молодого парня. Он покончил жизнь самоубийством. Мать, желая его отпеть, пошла на хитрость и обман. Она купила справку, что ее сын был психически больным и невменяемым, и, следовательно, свои действия не контролировал. Церковь допускает таких людей отпевать, так как такие люди не отдают себе отчет за свои действия…
Но когда я закончил отпевание, в душе поднялась такая брань, что чуть не сошел с ума. Потом приезжали ко мне со справками из епархии, которые разрешали отпевать самоубийц. Я этим людям отказывал, говоря, что раз архиерей разрешил, пусть сам и отпевает».
«Но ведь сейчас почти в каждой епархии есть свой экзорцист. Да и бесноватые реально существуют» - отозвался мой друг, внимательно слушающий и не проронивший ни слова.
«Да, Артем, к сожалению, так оно и есть» - с грустью ответил батюшка.
Затем продолжил: «Одержимых сейчас стало очень и очень много. А если говорить в общем, то мы все, все люди, одержимы злыми духами. Только все в разной степени. Одни больше, другие меньше. Совершил человек грех — значит согласился с лукавым и впустил его в свою душу. А искренней исповедью и причастием, благодатью Святого Духа, изгоняется из души. Нейтралитета здесь быть не может. Ты или с Богом, или с лукавым. Эта борьба будет идти всю жизнь. Помните у Достоевского: «Здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». Вот почему и призывает церковь чаще исповедаться и причащаться.
А насчет экзорцистов, которых развелось очень много, я судить не берусь. Их, почему-то, очень много в южных областях. Повторю только, что это очень и очень опасно. И доступно лишь единицам. Дьявол имеет опыт борьбы за души человеческие, который исчисляется тысячелетиями. Поэтому, подвижник, вступивший на борьбу, должен иметь огромнейший ОПЫТ этой борьбы. Именно опытным путем познать свою немощь, свое бессилие, в этой борьбе. Через осознание своего бессилия, приобрести глубочайшее смирение и веру. Вспомните поговорку «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
Вот этой благодатью, которая почивает в этих подвижниках, и можно бороться с врагом. Моим духовным наставником был старец Симеон с Псково-Печерского монастыря. Он юродствовал Христа ради. Однажды к нему привели бесноватую. Он достал бутылку водки, налил содержимое в стакан и подал страждущей. Бес стал говорить: «Симеон, ты алкоголик.» «Да, я алкоголик, - со смирением ответил старец, - но именем Господа, ты выйдешь из нее». Она выпивает стакан, падает на пол и бес покидает ее. Вот такой чин отчитки». Батюшка улыбнулся. Мы молча сидели осознавая услышанное.
«Так что же, все те священники, которые отчитывают в прелести?» - не удержался я, чтобы не задать вопрос.
«Почему все? - в недоумении спросил батюшка. - Не все. Я знаю, что за многих священников, которые занимаются отчиткой, молятся монахи и на Афоне, и отшельники в Кавказских горах. А большинство ведь занимаются отчиткой самочинно, испросив формальное благословение у архиерея. И устраивают шоу с изгнанием. А бесы им подыгрывают, крича что они выходят, и хваля, какой священник-молитвенник сильный. Их цель — заставить священника, хотя бы в мыслях принять, что он носитель Духа, если они его боятся и повинуются. Помнится, где-то в Патерике, читал, что к старцу Сысою пришел брат, говоря что он непрестанно в молитве и помнит о Боге. Старец отвечал, что это не велико. Велико, когда ты увидишь себя хуже всякой твари. А враг всегда будет льстить. Само слово прелесть означает как лесть в высшей степени».
«Вот такие пироги, братия, - батюшка встал из-за стола, - вам такое в Семинарии профессора не расскажут. Давайте, молиться и спать. Поздно уже».
Уже лежа в постели, я вновь прокручивал в голове услышанный разговор. Да, в семинарии такое точно не расскажут.