В первой части речь шла о детстве художника и событиях, напрямую повлиявшие на его творчество. Во-второй части речь шла о пересечениях творчества с публичной жизнью художника. В этой финал и крешендо.
Нервный тик поселяется в глазах художника когда ему тридцать. Друзья умоляют его заняться своим здоровьем и прекратить пить. Анри выводят из себя просьбы, его выводит из себя все, что окружает.
В одно воскресение, друг Анри — Жуан, приводит в мастерскую к художнику короля Сербии Милана. И на вежливый вопрос — «Не являетесь ли вы потомком легендарной фамилии?». Сквозь зубы, стараясь сдержать эмоции Анри отвечает: «В некоторой степени — да, месье. В 1100 мы взяли Иерусалим, потом Константинополь. Вы насколько я знаю только жалкий Обренович?». Милан спешит сменить тему: «Мой сын —король Александр горяче любит вашу живопись». «Какая гадость! У него ужасный вкуc», — отвечает на похвалу художник. Жуан быстро уводит короля, Анри долго не может уняться, выпивает бокал за бокалом.
Лига борьбы за нравственность разворачивают заточенные цензурой копья в сторону художника. Миру нужны правильные и благородные картины, а не эта пошлость и разврат в искусстве. Анри собирает всех критиков на ужин, угощает изысканными блюдами, отменным вином. Когда эта чопорное сообщество, которое борется за самое высокое нажирается в хлам и еле стоит на ногах. Анри с чувствами садиста объявляет: «Друзья, внимание. Долгожданный канкан», и выпускает девочек. Начинается настоящая вакханалия. Долгое время газеты буду писать об этой бесстыжей выходки, веселя затейника.
Адекватность все больше изменяет художнику. Постоянный круговорот работа—алкоголь—проститутки—алкоголь—работа растворяют прежнего веселого карлика и не оставляют ничего связанного с ним. Однажды встретив Дега и от его восхищенной похвалы чуть ли не бьет ему морду, смешно подпрыгивая, примерно до пояса. Дикий карлик избил Дега, смех и грех.
Походка все больше тяжелая и шаркающая. Речь становиться прерывистой и неразборчивой. Взгляд мутный и потухший. Он ходит, опираясь на стены. Постоянно оглядываясь по сторонам, все вокруг хотят обидеть малыша. Спит с револьвером рядом. Врагов так много, они хотят сделать плохо.
В приступе белой горячке Анри поливает керосином свою мастерскую, но чиркнуть спичкой ему не удасться, от внутреннего напряжения он теряет сознание и засыпает с коробком спичек в руках. Друзья приходят в ужас, обнаружив его в луже керосина. Приставляют человека, чтобы тот следил за безумцем. Анри будет везде представлять его, как: «Комиссара полиции, с которым они по ночам устраивают облавы на крыс».
В начал 1899 года заказчики шокированы тем, что выходит из под кистей художника. Змеи обвивают тела натурщиц, собака с очками на морде, трубкой в заднице и шпорами на лапах, отказываются от работы с сумасшедшим. Через столетия эта афиша будет продана за миллионы.
Родные отправляют его на неопределенный срок в закрытую лечебницу. Стены и решетки, замкнутость, дезориентация. Анри не понимает что с ним и где он, мечется в бессознательном состоянии по камере, сильно ударяется головой. Просыпается с единственной мыслью, что надо рисовать. Убедив себя — если докажет всем, что он талантливый художник, его выпустят, ведь они не посмеют держать взаперти талант. Стены палаты завещаны рисунками и набросками, основная тематика — цирк.
В августе Анри настигает инсульт. Поначалу он скует половину тела, но дальше и все остальное. Он не может самостоятельно даже есть. Сидя перед своей последней, незаконченной работой — портретом адмирала Вио, смотрит на нее и у него текут слезы, потому-что не может закончить работу.
В 1901 году в возрасте 36 лет Анри перевозят в семейное поместье — замок Мальроме, под Бодро. Художник уже почти потерял зрение. «Старый ублюдок» — последние слова, обращенные к отцу, который ждал смерти сына, достав стельки из туфель и хлопая мух на кровати умирающего.
На похоронах отец Анри, думающий, что карета с гробом едет слишком медленно, подстегнет лошадей. Пришедшие простится вынуждены будут бежать. «Старый ублюдок» превратит уход художника в тот самый цирк.
конец.
Часть первая — Анри де Тулуз-Лотрек: аристократичный карлик.
Часть вторая — Анри де Тулуз-Лотрек: дома терпимости и проститутки
Лайк = спасибо. Подписка = благодарность.
#тулуз-лотрек #художники #французские художники #анри #художники парижа