Дежурный по станции дал сигнал к отправлению. Поезд тронулся, замелькали пригороды Вены, и вскоре экспресс вынесся на просторы Дунайской низменности. Как вдруг - неожиданная остановка. Из вагона "люкс" вышел пассажир в одежде путейского рабочего и направился к локомотиву.
Это был болгарский царь Фердинанд 2. Во что бы то ни стало он пожелал вести поезд. Машинист позволил ему только поработать кочегаром, но на болгарской границе откуда-то с тендера в кабину вскочили два офицера. Они отдернули машиниста в угол, управление поездом взял на себя царь. Оцепеневший от ужаса машинист лишь твердил, как заведенный:
- Осторожнее, ваше величество, осторожнее.
В Константинополь поезд прибыл на 4 часа раньше, чем полагалось по расписанию. Разумеется, виновнику этого все сошло безнаказанно. Да и как иначе: недаром же сей экспресс называли и "царем поездов" и "поездом царей".
Первый свой рейс он совершил в июле 1883 года. За 67 часов 35 минут пассажиры переправлялись с берегов Сены на берега Босфора! И это - 80 с лишним лет назад.
Наверное, из историй, связанных с рейсами Восточного экспресса, можно составить целую библиотеку. Этот поезд тысячи раз фигурировал в газетных сенсациях, дипломатических донесениях, художественных произведениях.
Рассказ о нем мы начали с эпизода, из-за которого поезд опередил свое расписание. Такое с ним было лишь однажды. Опозданий тоже случалось немного: за всю восьмидесятилетнюю историю этого поезда их насчитывается десять. Самое большое - в 1907 году.
До станции Черки (в ста с чем-то километрах от Стамбула) от самого Парижа поезд выдерживал,график с точностью до секунд. И все-таки в Стамбул он прибыл, опоздав почти на пятнадцать суток. Видимо, это своеобразный мировой рекорд.
Виновником был обильный снегопад. Поезду пришлось сбавлять и сбавлять скорость. Потом он совсем завяз. Дело шло к вечеру. Всю ночь мела пурга. Утром над крышами вагонов был двухметровый покров из снега.
Температура в пассажирских купе достигала десять градусов мороза. Легко представить себе самочувствие пассажиров. Особенно страдали от холода обитатели вагона "люкс". Его занимал индийский раджа Рана Бхадур со своими семью женами и прислугой.
Чтобы не замерзнуть самому и не заморозить своих супруг, он принялся скупать у пассажиров теплую одежду. Платил он такие сказочные суммы, что продавцов нашлось немало. Вскоре гарем махараджи облачился в самые причудливые туалеты, а сам он щеголял в дамской накидке из лисиц.
На второй день снежного плена оказалось, что кончается вода. Ну и что же, стали растапливать снег. На третий день сделали еще более грустное открытие: кончается еда.
Пассажиры решили пробить тоннель в снегу и отправиться на поиски съестного. Два дня ушло, прежде чем группе мужчин удалось выбраться из сугроба. Метель все еще не утихала. Спасательная экспедиция все же двинулась на поиски селения. В нескольких часах ходьбы была обнаружена жалкая деревушка.
Там купили дюжину кур и несколько баранов. При возвращении к поезду на путников напали волки. Выручило предусмотрительно взятое охотничье ружье, два волка были убиты, остальные разбежались Ночью в вагонах шел пир горой. Бараний шашлык, бифштекс из волчатины, куриные отбивные - повар махараджи, по уверению его хозяина, превзошел самого себя.
Утром пассажиров ждал неприятный сюрприз. Через тоннель в вагоны попыталась проникнуть шайка бандитов. Их отогнали выстрелами. Потом из предосторожности засыпали тоннель.
Прошло еще двое суток. Шел восьмой день снежного плена. Еда снова была на исходе - ведь пассажиров было около сотни. Голод не тетка, пришлось опять копать тоннель. Было решено вступить в переговоры с бандитами. В конце концов те согласились взять на себя снабжение пассажиров едой.
Но цены! Яйцо стоило пятьсот франков. За эти деньги можно было прожить месяц в шикарном парижском пансионате. Курица обходилась в десять тысяч франков. А баран - в целое состояние: двести тысяч!
Впрочем, у Махараджи было с собой наличными несколько миллионов. Он платил, не раздумывая, за всех. На одиннадцатый день к экспрессу пробился спасательный поезд. Бригады рабочих принялись откапывать вагоны из под снега. На это ушло четыре дня.
Удивительная история! Но самое знаменитое из происшествий с Восточным экспрессом - выдуманное. Ему посвящен роман Агаты Кристи (недавно переведенный на русский язык), который так и называется "Восточный экспресс".
Однако 27 мая 1962 года этот легендарный поезд отправился в свой последний рейс. Не выдержав конкуренции с авиакомпаниями, акционерное общество "Восточный экспресс" решило прекратить свою деятельность.
Спасибо за просмотр, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!)