Найти в Дзене
А мы и не знали

Человечество идёт на корм банкам

Оглавление

Капиталист. – И чем ты только недоволен? Ведь мы черпаем из одной миски!
Капиталист. – И чем ты только недоволен? Ведь мы черпаем из одной миски!

Доходы бедных снижаются всегда. Слой бедных никогда не богатеет.

«Денег нет, но вы держитесь», говорят правители. Они сами в долгах и выискивают, какой бы ещё придумать побор с народа или бизнеса. Середнячки – люди и бизнесы, кое-как и впрямь держатся, но правители щучат их своими поборами, и относительно обеспеченные тоже выпадают в группу бедных.

А доходы миллиардеров растут! Растут всегда, что кажется странным. Богатые богатеют, невзирая на кризисы. «Высшая десятка» мировых миллиардеров подгребла под себя уже половину мирового богатства, хотя несколько лет назад владела «жалкими» сорока тремя процентами.

Каким же чудом это продолжается ВСЕГДА?

Некоторые ищут причины в свойствах отдельных персон: мол, богатые жадные, оттого и наши беды, – и продвигают идею как-нибудь убрать негодных богатеев и чиновников. Другие обвиняют класс капиталистов целиком, и мечтают вернуть диктатуру пролетариата. И те, и другие отчего-то думают, что если перетасовать персоны и классы, то всё само собой наладится, как надо.

А спорим, не наладится.

Всем известно, что вода течёт сверху вниз. Да, это закон природы. Но никто не задумывается, что и движение денег – непременно снизу вверх, и постоянно! – тоже происходит не просто так, а в силу действия какого-то закона природы. Этому примером вся наша проклятая жизнь.

Негодные персоны, воровство и жадность – лишь симптомы! На деле справедливости в мире нет из-за дефектной денежной системы. Но как она устроена, и что это за «закон возгонки богатств», не объясняют в школах, и не учат в вузах. Об этом не знают не только простые люди, но также министры, главы правительств и президенты, в том числе президенты, имеющие кандидатскую степень по экономике.

***

Что такое деньги?

Учёный, финансист и бывший сотрудник Центробанка Бельгии Бернар Лиетар дал такое определение: «Деньги – это соглашение в пределах сообщества использовать нечто как средство обмена» (см.: Лиетар Б. Будущее денег. М.: АСТ-Астрель-Олимп, 2007, стр. 92).

В таком качестве можно использовать что угодно: раковины моллюсков и хвосты белок, бусинки, связки мидий, скот и бруски чая, просто камушки, и, наконец, металлические кружочки (монеты). Именно потому, что деньги не вещь, а соглашение людей, членов сообщества. Так было на протяжении тысячелетий в те века, когда люди просто обменивались излишками еды и своих поделок, и позже, когда появилось «товарное производство», то есть на рынок пошли продукты, специально изготовленные или выращенные для продажи.

Известна политэкономическая формула Т-Д-Т (товар – деньги – товар). Но мало кто знает, что Адам Смит и Давид Рикардо, первые политэкономы Европы, чаще рисовали формулу Т-Т (товар – товар), поскольку считали важным товарообмен как таковой, а деньгам не придавали особого значения. Карл Маркс эту Д всё же вставлял в формулу, но тоже видел в деньгах лишь «средство обращения, играющее мимолётную роль, как простой посредник в обмене товара на товар» (см.: Карл Маркс. Капитал. Том второй. Книга II. М.: ИПЛ, 1984, с. 36).

Такое их отношение к деньгам показывает, что в их времена акты купли и продажи оставались в равновесии, как было и в античные времена. До сих пор экономисты в своих расчётах исходят из того, что деньги – в равновесии.

А финансисты, зарабатывающие на торговле деньгами, отлично знают, что это не так. Не наблюдается в деньгах равновесия. Отчего? А просто однажды европейцы предложили миру «новинку»: теперь деньги попадают в оборот только через кредит, дают их на время, а потом требуют вернуть банку, и непременно с уплатой процента. Но деньги печатают и раздают в сумме кредитов, а в сумме процентов не печатают и не раздают.

Со времён древнего Вавилона, экономика которого базировалась на проценте и рухнула, все религии мира, кроме иудейской, запрещали отдачу денег в рост. А теперь такие деньги – наша страшная обыденность.

И это уже совсем не «соглашение в пределах сообществ»!

***

Адам Смит и Давид Рикардо изучали торговые обмены как таковые. Не только деньги, но и люди, как производители и потребители, их не интересовали. Если бы в их головы влетела мысль как-то отразить людей в своих теоретических построениях, они могли бы добавить в свои формулы человека: Ч-Т-Т-Ч. Кстати, Маркс это сделал, обозначив людей значком Р – рабочая сила. Мелковато, но и на том спасибо.

Но когда классик перешёл к описанию ссудного капитала, как системы денег, которые сначала нужно где-то взять, потом преобразовать в товар, опять получить деньги, и рассчитаться за кредит, – то человек у него пропал. Куда?

Маркс был большим сторонником диалектики Гегеля, и учитывал диалектический закон отрицания отрицания. По этому закону, динамическая система, эволюционируя, переживает раздвоение какого-то прежде единого качества, а дальше это приводит к переходу противоположностей друг в друга. Вот почему в его формулах нет места для человека: он в условиях господства ссудного капитала полностью перешёл на роль товара.

А то, что деньги по тому же закону превратились во владыку мира, он упустил.

***

Так куда же в политэкономических формулах делся человек?

Эрих Фромм в книге «Иметь или быть?» отвечает так:

«Человек превратился в товар, и рассматривает свою жизнь как капитал, который следует выгодно вложить. Если он в этом преуспел, то жизнь его имеет смысл, а если нет – он неудачник».

Джульетто Кьеза дополняет:

«Людей превратили в инструменты покупки. Мозги абсолютного большинства контролируются. Мы живём для рынка, когда работаем и когда отдыхаем. Именно он диктует нам наши действия. Мы не свободные люди. … СМИ об этом молчат. Телевидение 24 часа говорит нам, что надо покупать вещи, что наша шкала ценностей – это покупательная способность. Реально в современном телевидении непосредственно информации не более 8%. Всё остальное реклама и развлечение. И формируют человека в итоге эти самые 92%».(См.: интервью «Цивилизацией денег правят 9 человек», KAVPOLIT.COM, 18 сентября 2017 г.)

Для производственной структуры люди – товар под названием «рабочая сила», имеющий свою цену в деньгах. Для рынка товаров они – потребитель, та деталь, которая обеспечивает оборот денег в торговле. СМИ, в основе бюджета которых деньги рекламодателей, продают свою аудиторию тем, кто товары рекламирует. Всюду деньги.

Как ни относись к религии, но, согласно Библии, призвание и назначение человека самые высокие: обладая душой, он имеет волю и свободу воли; может свободно успевать в добродетели и восходить от совершенства к совершенству. То же в Коране: Аллах человека сотворил, выровнял и соразмерил (Сура 82, айят 7). Да и классик соцреализма атеист М. Горький утверждал, что «Человек – это звучит гордо».

Теперь атеистов и верующих низвели до счётных единиц всемирного рынка, и убеждают их, что гордость и честь человека – в подчинении тотальному господству денег.

***

Ни один из экспертов и президентов не сомневается в благотворности конкуренции. Это, говорят они, «борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства», которая позволяет субъектам одерживать победу друг над другом «путём повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей».

Странным образом речи премьеров о благотворной конкуренции в одной и той же телепередаче новостей могут идти в подбор с рассказами об ужасном качестве продуктов питания и фальсификатах фармацевтики, об уничтожении природы и нехватке денег на исправление положения. Причина в том, что никто не понимает сути: конкуренция ведётся не ради блага потребителей, а ради денег, чтобы можно было вернуть кредиты и заплатить проценты банку. А поскольку деньги в сумме процентов не печатают, их не хватает на всех, а потому конкуренция есть война за деньги, в которой большинство «субъектов» неминуемо разоряется. «Субъекты» вынуждены экономить на зарплатах и вздувать цены. Бедные беднеют, богатые богатеют.

***

Эту статью мало кто прочитает. Во всяком случае, в сотни раз меньше людей, чем мои же статьи о несуществующем боге. То, что крайне важно для нашей жизни – не интересно большинству. Ну, надеюсь, хотя бы несколько специалистов это прочтут.

История учит (хоть нас и уверяют, будто она ничему не учит), что внутреннюю устойчивость любым человеческим сообществам придаёт культура, ибо она нацелена именно на выживание сообщества и личности. А рынок имеет целью на получение максимально возможной прибыли – чтобы расплатиться с банками. Из-за первенства финансов культура деградирует, и возможности выживания сообществ падают до нуля.

Значение происходящего в мире не всем понятно в немалой степени потому, что все средства обмена, от античных времён до современности, называют одинаково словом «деньги». Между тем, современные платёжные средства, возникающие не от труда человека и не ради его пользы, а всегда и непременно – по желанию владельцев банков и для их пользы, – совсем не деньги. Называть их деньгами всё равно, что называть водой и воду, и водку, и керосин, на том только основании, что и то, и то жидкое. Нет, они – современные «деньги» – нечто ужасное, посредством чего кучка банкиров использует нас всех для своего потребления.

Однажды их стараниями с человечеством будет покончено.

Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.

Илл.: Карикатура Херлуфа Бидструпа.

Ещё на тему денег:

Самая страшная тайна банкиров

Чудо первых пятилеток: ни один ответ не верен

Дерутся деньги, а гибнут люди

Канал «А мы и не знали»: статьи по Истории идей, Истории людей, и Истории вещей. Кликнув название канала, получите полный список.