Что лежит в основе возрожденного мрачного жанра?
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Будем признательны, если Вы дочитаете материал до конца и задержитесь здесь хотя бы на пару минут. Заранее спасибо! Приятного вам чтения!
Если говорить о нео-нуаре на уровне философских терминов, то несомненна его связь с нигилизмом. Если довериться исследователям, то нигилизм предполагает отказ от стандартов и привычных суждений. Для нигилиста нет никаких оснований, чтобы распознавать ложь и правду, отличать добро от зла, благородное - от низкого, талантливое - от пошлого.
Опять же Ницше предсказывал, что в ХХ веке самые «высшие ценности» обесценят сами себя, а вопрос: почему это произошло? – потеряет всякий смысл. Многие любят приводить цитату Ницше о смерти Бога, но трактуют её в корне неверно. Философ говорил не о кончине вневременного существа, а о том, что понятие «Бог», созданное людьми для себя и с множественными целями, становится всё менее вероятным и востребованным.
Однако Ницше не ограничивает нигилизм сугубо религиозной сферой, по его мнению, он (нигилизм) подрывает основы всего сущего, рушит все стандарты, включая те, что являются фундаментом современной науки, культуры и политики. Вместе с этим уходит в прошлое мораль, меняются нравственные ориентиры.
Для большинства людей нигилизм – это упадок и отчаяние, которые приводят большую часть человечества в категорию «последних людей». Однако нигилизм весьма неоднозначное явление. С одной стороны – это, несомненно, «нежелательный гость», но с другой стороны – это возможность для очищения, сила, прокладывающая путь «растущей силе духа». Активные нигилисты - не ниспровергатели отживших своё основ во имя творения новых ценностей.
Но это философы-художники будущего, презирающие уют и комфорт, стремящиеся к «ревизии ценностей». Именно по этой причине они находятся по ту сторону добра и зла, они участвуют в эстетическом самосозидании, чем оскорбляют политические и культурные принципы, на которых базируется современное общество. Мораль и демократия не являются для них Абсолютом.
Не случайно Ницше выдвигал собственное понимание истинной аристократии. То, что Ницше характеризует как «пафос дистанции», можно наблюдать во множестве нео-нуаровских лент: «Жар тела» (1981), «Мыс страха» (1991), «Основной инстинкт» (1992), «Подозрительные лица» - «Обычные подозреваемые» (1995).
В нео-нуаре характеры отдельных персонажей много важнее, нежели лабиринт ситуаций, проходя через который герои либо очищаются, либо сгорают в огне своих пороков и желаний.
Теперь сами характеры превращаются в лабиринт, который недоступен для закона, а потому становится местом обитания криминала. В этом мире явно царствует нигилизм, в и нём ничего не осталось от демократизма традиционного нуара. Нео-нуар строится на тех, кто жаждет власти и не испытывает недостатка в силе воли.
Новый лидер показов нашего канала
Если нуар 40-ых основывался на равенстве всех перед искушениями и вызовами жизни (демократизм), то нео-нуар – на превалировании сильных и беспринципных (нигилистический аристократизм). Зритель лицезрит не коварство нуара, становясь его жертвой, а видит картинку с точки зрения того, кто сам готовит ловушки для других. Если в нуар просто изжил супермена как такового, то нео-нуар возвысил супер-анти-героя, окончательно похоронив положительный персонаж.
У нуар-пародии, а точнее говоря у нигилистической криминальной комедии нет задачи рассмешить зрителя, юмор вообще не является самоцелью. Действие иногда может развиваться вокруг зверства («Мыс страха»), каннибализма («Молчание ягнят»), искалеченности («Бешеные псы») – насилие выведено на уровень аморальной энергии космического размаха.
Юный ангел мрачного кино
И всё это невольно вызывает тоску по «старому, доброму» правосудию, сильному герою, способному защитить от преступника. Однако комические моменты в нео-нуаре начинаются не с торжества стоящего по ту сторону добра и зла анти-героя, а с демонстрации сложного, противоречивого, но в то же время интересного и притягательного характера.
Как только возникает этот нигилистический импульс, автоматически аннулируются все устремления к правде и любви. Человек не стремится шагнуть за грань, человек изживает сам себя, обрекая тем самым на смерть.
Сайт про жанр нуар http://noir-film.ru/
Нео-нуар - это решительный нигилистический поворот от правосудия к эстетическому самотворению. Однако не любая критика правосудия и правовых идеалов есть прорыв нигилизма. У каждого есть понимание того, какими должны быть вещи, как они могут стать лучше. Шекспировский «Король Лир» восклицал: «Созданье злое кажется приятным, когда другое злее. Кто не худший, достоин похвалы».
Однако нигилизм меняет любые стандарты и самое важное, лишает возможности определить новые. В итоге зрителя развлекают инфернальные антигерои, устраивая хорошее шоу за счет того, что они более умны и талантливы, нежели обычные люди. В качестве примера можно привести Ганнибала Лектора в исполнении Энтони Хопкинса («Молчание ягнят», «Ганнибал», «Красный дракон»). Он вначале ужасает, далее интригует, а затем и вовсе веселит, когда в конце фильма заявляет, что «пригласил старого друга на ужин».
Ироничная развязка в «Молчании ягнят» - отнюдь не единственный случай сращивания забавного и ужасающего, достаточно вспоминать «Очень страшное кино», снятое как пародия на «Крик» и жанр «моложенных ужастиков» в целом. Если, несмотря на все старания, препарировать зло и постичь его суть, всё равно не обнаруживается граница между добром и злом, а возникает лишь попсовая злодейская эстетика.
В итоге ожидания зрителя превратят драму в банальный фарс. В результате торжество - на стороне героя-одиночки, подверженного нигилистической тоске, и рассматривающего жизнь как бессмысленную суету. «Если в вещах нет смысла, то к чему все эти треволнения?» Подобные комедии безразличия раздражают многих: от нигилистов до радикальных реформаторов. И именно таким духом пропитана нуар-комедия братьев Коэнов «Большой Лебовски» (1998).