Текст выступления во многих случаях может иметь юридическую значимость и политические последствия. Речи крупных руководителей или кандидатов на выборные должности нередко изучаются оппонентами под микроскопом в поисках ошибок или других поводов для каких-либо обвинений. Обещания, которые дает мэр или губернатор, целевые показатели, другая фактическая информация после произнесения на публике могут нередко превратиться в фактор давления. Любая неточность чревата последствиями, в том числе конфликтами внутри команды. Например, между министерствами внутри федерального или областного правительства, которые могут иметь расхождения по поводу тех или иных данных. Да и самые элементарные фактические ошибки могут послужить поводом для творческого пиршества журналистов или блогеров, которые с удовольствием ткнут носом вашего спикера в случае откровенного искажения ситуации или проявленного невежества. Такая у них работа.
Но и у вас есть свои профессиональные обязанности, а именно, помимо гладкого и логически выстроенного текста дать спикеру и его слушателям достоверную и интересную фактуру – цифры, планы, показатели. И в этом деле у любого автора текстов должно быть железобетонное правило: только официальные источники. Как бы ни были соблазнительны по своей «интересности» неподтвержденные цифры, взятые «из интернета», но их использование возможно только с оговорками.
«Я знаю, что СМИ пишут о повышении зарплаты на 15%, но мы ждем официального подтверждения» - только в такой форме, и никаких утверждений от своего имени на основе «нагугленного».
В качестве источников годятся официальные сообщения и отчеты авторитетных научных институтов или социологических центров. Здесь надо быть очень осторожным, поскольку цитирование какой-нибудь «Академии Рогов и Копыт», состоящей из одного учредителя, это порочный путь.
Нужно очертить для себя круг учреждений и исследовательских коллективов, чьи данные релевантны в вашей сфере. Идеальный вариант – постепенное выстраивание отношений с сотрудниками таких организаций для постоянного взаимодействия и обмена информацией. Ведь далеко не все полезные данные вывешиваются на сайт. Личный контакт поможет найти что-то в архивах или наоборот, чуть раньше других получить эксклюзивные данные. Авторитет вашего спикера тоже может быть полезным фактором в таких партнерских отношениях, поскольку цитирование и упоминания института со стороны уважаемого человека работает на репутацию.
В целом, следует заметить, что поиск информации для выступления во многом связан с личным общением. Речь – живое слово, а значит и данные должны нести живую эмоцию. Получить её можно только от другого человека, обладающего определенными знаниями. Работая над текстами, посвящанными каким-то узкопрофильным темам, я всегда старался найти специалиста, который сам непосредственно трудится в данной области. Допустим, я пишу текст про ЖКХ и мне надо сказать о замене металлических труб на пластиковые, указав в речи изменение стоимости работ. Можно, конечно, просто переписать все из таблицы, присланной из профильного министерства. Но хочется найти какую-то историю за этими заполненными цифрами клеточками. И общение с каким-нибудь инженером или начальником отдела, который не сидит в кабинете, а мотается по объектам, способно дать многое. Например, можно узнать, что от материала зависит глубина залегания трубы, сварочные работы, долговечность и частота профилактических работ. Рассказ инженера о том, с какими трудностями сталкиваются рабочие при монтаже какого-нибудь коллектора, превращают цифры смет в яркие истории. Какие-то протестированные на нескольких профессионалах нюансы можно вставлять и в текст речи, разбавляя ряды абстрактных чисел. Сравним два примера.
1. «С текущего года применение новых современных материалов позволило снизить затраты на обеспечение горячего и холодного водоснабжения на 15 – 20 миллионов рублей...».
2. «В этом году мы начали использовать трубы из специального пластика. Уже только из-за их веса мы сэкономили 3 миллиона рублей на транспортировку. Но есть еще фактор долговечности, который позволит сократить затраты на обслуживание. Речь идет о 10-15 миллионов в год. Ну и кроме того, нашим специалистам легче обращаться с таким материалом, который можно резать обычной ножовкой и быстро производить любой ремонт...»
Да, второй вариант в два раза дольше, но в нем есть история, в которой цифры выглядят достоверно. А ведь именно достоверность – одна из главных задач, для выполнения которой мы выискиваем, высчитываем и выбираем нужные данные.