В 1799 году в парижском Салоне художник Анн-Луи Жироде-Триозон выставил картину " Мадемуазель Ланж в образе Венеры".
Скандал вокруг картины разразился нешуточный. Инициатором скандала выступила сама мадемуазель Ланж , изображенная на этой очаровательной картине.
Дело в том, что самой модели картина не понравилась. И она потребовала у художника удалить её с выставки. И, удивительное дело, Анн-Луи Жироде-Триозон требование мадемуазель Ланж выполнил. Слишком известной личностью была эта мадемуазель, слишком влиятельных покровителей имела.
Кем же была эта женщина? Всего лишь актрисой и дочерью бродячих актёров, колесивших по всей Европе. Выступать на сцене начала рано, а в 16 лет начала играть на сцене Комеди Франсез.
И пользоваться вниманием самых влиятельных мужчин Парижа. Ходили слухи, что к прелестям мадемуазель Ланж был неравнодушен даже Поль Баррас, директор всех составов Директории и фактический её руководитель.
Но мадемуазель Ланж понимала, что быть содержанкой (пусть и высокооплачиваемой) не самое приличное дело. И она по-умному женила на себе некоего крупного дельца Мишеля-Жана Симона. Но, говоря по-мягкому, принимать у себя восторженных мужчин не перестала.
К 1798 году, моменту написания вышеупомянутой картины, мадемуазель Ланж в театре уже не выступала. А была добропорядочной женой и хозяйкой модного салона.
А что же Анн-Луи Жироде-Триозон, художник, картину которого забраковала модель? Смирился ли с этим? Нет!
В следующем, 1799 году, он написал еще один портрет мадемуазель Ланж. Еще более скандальный и вызывающий. Таким образом он отомстил даме.
Если на первом портрете мадемуазель Ланж изображена в образе богини Венеры, то на втором она предстала в образе Данаи.
Вторая картина полна символам, прочитав которые понимаешь, как жестоко отомстил художник.
Легенда о Данае известна всем. Данаю полюбил Зевс, и он явился к возлюбленной в образе золотого дождя.
Вот и на своей картине художник изобразил Ланж, собирающей золотые монеты.
Ей помогает Амур, откинувший свой лук в строну. Для такой продажной женщины, как мадемуазель Ланж, любовь не имеет значения. Были бы деньги.
Рядом с ней раненая золотой монетой белая голубка. А голубь символизирует верность. О верности не говорят, когда летят золотые монеты. Кто больше даст, тот и прав.
А под стулом тот, кто платит. Любовник с золотой монетой в глазу. И пусть он похож на безобразного сатира, деньги застилают глаза. Не обязательно им любоваться, можно и под стул запрятать.
Изобразил художник на картине и мужа мадам. В образе надутого индюка, который не замечает ничего вокруг. Зато гордится тем, что окольцован.
А возле ног Данаи-Ланж лежит свиток с надписью "Asinaria".
"Асинария" - это древнегреческая комедия, название которой можно перевести как "Наедине с ослами»". Произведение это, надо сказать, низкопробное. Как на мек на то, сто и мадемуазель Ланж играла в подобных пьесах.
Анн-Луи Жироде-Триозон выставил эту картину на Парижском салоне. Думаю, что героиня картины сильно сожалела, что заставила убрать с выставки первую картину, где она изображена в образе Венеры.