Естественно-научное образование имеет важное значение для всех этапов онтогенеза человека.
Кроме того, оно носит разнообразный и специфический характер в разные возрастные периоды.
Поэтому мнение, что начальная школа не играет существенной роли, гарантирующей технологическую грамотность в области естественных наук - возникает, как ошибочное.
Напротив, большинство исследований показывают, что данный этап естественно-научного образования (ЕНО) имеет большое значение.
Более того, ситуация показывает, что ЕНО в начальной школе, является незаменимым!
Недостатки в знаниях, вряд ли можно будет восполнить в будущем. Принято считать, что двадцать первый век, следует назвать веком современной биологии.
И это касается не только интеллекта. Моральные вопросы, такие как уважение к природе и гармония с ней - стали очень важными.
Наконец, человек должен осознать, что он не способен стать Властелином Природы.
Таким образом, естественно-научное образование, должно каким-то образом поддерживать эту идею.
Исследования показывают, что среди учителей начальной школы и учащихся преобладает практический тип мотивации взаимодействия с природой, на втором месте - эстетический тип мотивации.
Наиболее слабой представляется когнитивная мотивация.
Подготовка детей к естественно-научному образованию
Естественно-научное образование, является одной из наиболее актуальных сфер деятельности средней школы.
Следует отметить, что проблемам естественно-научного образования уделяется больше внимания в других странах.
Общие программы средних школ говорят, что курс естественных наук в школе направлен на создание условий для освоения учениками основ современных знаний в области естественных наук, и воспитание современной культуры научного мышления и деятельности, которые должны поддерживаться в реальной жизни.
Очень важно, чтобы естественные науки помогли детям сформулировать ясное понимание природы, основанное на современных знаниях в области естественных наук, подчеркивая характер взаимосвязи между природой, обществом, жизнью и культурой.
Содержание предметов естественных наук придает возможность динамизма и систематизации учебного процесса.
Таким образом, реализация системы естественно-научных знаний зависит как от преподавателя (выбор и ориентация на различные методы и формы обучения), так и от ученика (методы обучения, мотивация, общие способности), а также от широкого руководства образованием.
Кроме того, естественно-научное образование характеризуется разнообразием содержания преподавания и обучения, а так же форм, методов и видов деятельности.
Все это делает процесс обучения более эффективным:
- Развивает интеллектуальные способности и навыки учеников,
- Создает условия для их деятельности,
- Развивает мышление,
- Генерирует эстетические чувства.
Главный факт, отражающий качество подготовки подрастающего поколения естественно-научных кадров, заключается в том, что во многих случаях ученики не понимают даже самых простых взаимодействий между живой и неживой природой, не умеют систематически объяснять многие природные явления и так далее.
Отсюда следует, что школа не достигает одной из своих главных целей - молодое поколение не готовится к будущей жизни.
Осознавая, что стиль жизни современного общества основывается на науке и технике, приоритет должен отдаваться формированию естественно-научной и технологической грамотности.
Последние годы выявили ситуацию, предупреждающую о снижении уровня знаний в области естественных наук.
Различные исследования показывают, что выпускники старших классов школы имеют плохие представления об животной и неодушевленной природе.
Целостного понимания природных явлений недостаточно. Отсутствие системного подхода к объяснению природных явлений - является крайне скудным.
Многие страны, включая США, Канаду, Норвегию,и Данию, отмечают недостаточный уровень естественно-научной грамотности.
Например, в США работают лучшие ученые, но в то же время страна выражает волнение по поводу той части общества, в которой естественно-научная и технологическая грамотность недостаточна.
Один из самых больших парадоксов заключается в том, что одна и та же система может "производить" научную элиту и "неграмотных" граждан.
Многие авторы подчеркивают важность естественно-научного образования, указывая, что при образовании молодого поколения необходимо соблюдать четкий баланс между социально-гуманитарным и естественно-научным образованием.
Технический и научный прогресс требуют от каждого члена общества значительно более высокой естественно-научной и технологической компетентности.
Поэтому, естественно-научное и технологическое образование должно осуществляться последовательно и систематически, в том числе на всех уровнях школьного образования.
Я буду рада, если вы подпишитесь на мой канал и поставите лайк под этой статьей! :)