Найти тему
История моды с Марьяной С.

Модные секреты Лили Брик

Можно относиться к главной музе Владимира Маяковского по-разному. Но того, что Лиля Брик была из тех женщин, которые "умеют себя подать", отрицать, наверное, не будет никто.

Внешность, наряды, духи, косметика - во всём этом она отлично разбиралась. И не будучи красавицей, умела производить на окружающих очень яркое впечатление.

Кадр из фильма "Закованная фильмой", 1918
Кадр из фильма "Закованная фильмой", 1918

Что же за секреты у этого эффекта?

  • Она знала, как важен внешний облик женщины в глазах мужчины, и знала, какая роль в этом отведена тому, что на женщине надето. Часто цитируют её высказывание, мол, мужчине нужно разрешать то, что не разрешают дома. Но меня всегда больше интересовала вторая часть: "Ну а остальное сделают хорошая обувь и шелковое бельё".
  • У неё было великолепное чувство цвета. Исследователь Лариса Колесникова пишет: "Чтобы более эффектно выглядеть, стены её комнаты, по ее желанию, были выкрашены в синий, ультрамариновый цвет (цвет неразведенной синьки). <...> Когда она входила в свою комнату, на фоне ультрамариновой стены ее профиль еще более выделялся, сияя отблеском огненно-рыжих волос, а матовая кожа казалась еще белее".
Лиля Брик в шёлковом платье и шляпке клош, Александр Родченко, 1924. Из коллекции А. Лаврентьева
Лиля Брик в шёлковом платье и шляпке клош, Александр Родченко, 1924. Из коллекции А. Лаврентьева
  • Она отлично владела собственным телом. В 1915, когда ей было 24, Лиля стала посещать занятия по классической хореографии у балерины Александры Доринской. Умение танцевать и хорошая осанка, конечно, украшают человека, а танцевать Лиля очень любила.
  • В эпоху дефицита любых товаров, не говоря уж о модных, Лиля умела отлично выкручиваться. Пальто из портьер с бахромой? Почему нет?

Ты сама себе шила наряды свои выходные,

Ты умела дешёвые бусы на нитки низать,

Все шло в дело – клочки, лоскутки, все осколки цветные…

Я глазам не поверил, увидев впервые

Хрустали ледяные, когда ты пошла танцевать…

Эти строчки поэт Луи Арагон посвятил Эльзе, сестре Лили, но этим искусством владели они обе. Шили себе платья, костюмы, делали шляпки, и даже переделывали обувь.

  • У неё был прекрасный вкус. Очень показательный пример - одна из встреч Лили с Надеждой Ламановой, одним из самых блестящих кутюрье в истории русской моды. И если уж самой Надежде Петровне тогда, на прогулке, понравилось платье, которое Лиля сшила себе из ситцевых платков - можно быть уверенным в том, что это было прекрасное платье.
  • Кстати, знаете ли вы, что Лиля и Эльза выступили в качестве моделей, демонстрируя наряды от Ламановой в Париже в 1924? На вечерах одной французской газеты. Именно тогда в Париже и узнали о Ламановой.
Лиля Брик и её сестра Эльза Триоле, 1925. Из фондов Государственного музея В.В. Маяковского
Лиля Брик и её сестра Эльза Триоле, 1925. Из фондов Государственного музея В.В. Маяковского
  • Впрочем, это был не первый опыт работы моделью. В 1923 открылось первое советское "Ателье мод". Маяковский тогда писал:

С восторга бросив подсолнухи лузгать,

восторженно подняв бровки,

читает работница:

«Готовые блузки.

Последний крик Петровки».

Журнал "Ателье", 1923. (сс) Wikimedia Commons
Журнал "Ателье", 1923. (сс) Wikimedia Commons

На показах этого ателье одежду демонстрировали известные актрисы и красавицы и... Лиля Брик. Просуществовало оно недолго, но, конечно, запомнилось!

  • Она не боялась экспериментировать. Например, обрезала волосы, когда в моду в 1920-х вошли короткие стрижки, и щеголяла с причёской гарсон. Одной из первых надевала новинки. Как вспоминала её соседка по квартире в 1920-х, "подол её платья никогда не был горизонтальным, а либо с фестоном, либо один бок нарочно длиннее другого, либо юбка с хвостом". Сочетала в наряде яркие цвета.
Лилия Брик в платье (предположительно, французском) и косынке из ткани Любови Поповой, Александр Родченко, 1924. Из коллекции А. Лаврентьева
Лилия Брик в платье (предположительно, французском) и косынке из ткани Любови Поповой, Александр Родченко, 1924. Из коллекции А. Лаврентьева
  • Знала великую силу аксессуаров. Например, одна из фотографий Лили украсила плакат Госиздата. Конечно, сразу бросается в глаза "рабоче-крестьянская косынка", а я предлагаю опустить глаза чуть пониже.

...Шерстяной костюм, сшитый на заказ у портнихи. А на другой фотографии - он же, и в этом образе уже ничего рабоче-крестьянского. Это одобрила бы и Коко Шанель!

Лиля Брик, Александр Родченко, 1924. Из коллекции Государственного музея В. Маяковского
Лиля Брик, Александр Родченко, 1924. Из коллекции Государственного музея В. Маяковского
  • Продумывала всё до мелочей. Сочетая, например, цвет платья с цветом сигареты - как-то Маяковский привёз ей целую коробку разноцветных, под разные наряды.
  • Она всегда знала, чего хочет. И, к примеру, когда просила Маяковского привести ей что-нибудь из-за границы, это были весьма подробные описания: белья, костюмов, аксессуаров.
  • Не стеснялась своего тела. И смело снималась в прозрачном шёлковом платье, под которым не было белья. Словом, умела эпатировать.
Лиля Брик в прозрачном платье, Александр Родченко 1924. Из коллекции А. Лаврентьева
Лиля Брик в прозрачном платье, Александр Родченко 1924. Из коллекции А. Лаврентьева
  • Из дневника Лили Брик 15 декабря 1929: "Думают, что форма не играет роли. А я говорю, что новое платье может подогреть чувство".

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!