Фото Митя Гусев
К концу нашей осенней железнодорожной экспедиции в Приморье, можно сказать, на десерт, мы приберегли особую ветку. Заурядных дорог тут вообще нет, но магистраль от главного пути Транссиба, через Анисимовский перевал, к изрезанному берегу залива Находка - это настоящее железнодорожное гурманство.
Значительная её часть проходит через отроги сихотэ-алиньского хребта, преодолевая крутой Анисимовский перевал. Ветка от Угловой, до Находки, полна сложнейших инженерных решений. Здесь рекордные высотные уклоны и железнодорожные серпантины. И всё это - в пределах двух сотен километров пути!
У нас было на выбор два варианта. Первый и самый простой - пройти дорогу поездом. Но путь через перевал идет в узкой каменной выемке. Её края поросли подлеском, причем настолько густым, что ходить там лучше вооружившись мачете.
Здесь плутали геологи и бродил великий охотник Дерсу Узала. Местные и по сей день называют Анисимовский перевал Тигровым, и, в общем, не без оснований. Длительный поход через дикую уссурийскую тайгу, чтобы снять дорогу и составы со стороны, не вписывался ни в какие планы.
Да и с дорогой было всё не так просто. Петли, подъемы, крутые железнодорожные серпантины только с определенных ракурсов смотрятся эффектно. Для пассажира - это обычная мелькающая картинка. А вот как поймать и запечатлеть подлинные её масштабы - это был вопрос.
Самым простым и очевидным решением показалось снять всё это железнодорожное великолепие из вертолёта. Благо, можно было договориться с лётчиком Ми-2. Судя по скромным запросам, он решил помочь нам просто из любопытства.
Для съемки мы попросили малость - всего лишь выставить все окна с одного борта. Наш пилот оказался парень не из пугливых, задачу воспринял со всей серьезностью и скоро пятнистый "конёк-горбунок" взлетел над полем, сверкая фотоприборами, из всех окон и дверей.
Зрелище, которое разворачивалось перед нами, стоило долгих часов подготовки. Это были первые минуты заката, когда день остыл ещё не до конца. Тени только начали удлиняться. Золотистые и синие хребты заполнились сочным цветом, переливаясь всеми оттенками жёлтого и красного. Низкие мохнатые горы топорщились лесами и сверкали голыми вершинами.
И посреди всего этого природного монументализма выписывала кривые и петли тонкая нитка железной дороги.
С высоты видно, с каким напряжением локомотивы втаскивают, в лихие петли пути, тяжело груженые поезда. Как длинные составы образуют, почти что круг, вписываясь в причудливые изгибы железнодорожного хода.
На перегоне Новонежино-Партизанск расположен наиболее крутой высотный уклон из всех, что есть на сетевых российских магистралях.Чтобы его преодолеть, состав приходится прицеплять сразу к четверке, а то и шестерке мощнейших локомотивов «Ермак».
Осенняя картина была настолько яркой, что мы не заметили ни тревожных шумов, ни некоторой озабоченности во взглядах лётчика.
Пока фотографы щелкали камерами и меняли судорожно кассеты, он вытягивал голову и словно что-то искал. Все опомнились, когда земля стала быстро приближаться, а спокойный голос пилота посоветовал держаться, кто за что может.
Машина села, а откровенно говоря, увесисто плюхнулась прямо на большую поляну, в гуще сихотэ-алинького леса. Лишь потом мы поняли, как непросто было сыскать такой пятачок в местных горных чащобах. А пока, было ощущение досады, словно тебя, непреодолимой силой, оторвали от важнейшего дела, которое так хорошо развивалось.
Оказалось, что последние несколько минут пилот на одном моторе тянул машину до места, хоть немного пригодного для посадки. Группа лишь осознавала этот тревожный факт, а он уже принялся за двигатель, точно водитель, застрявший у обочины. Разве что к капоту ему пришлось залезать метра на три вверх.
Ситуация казалась безвыходной. До ближайшего жилья было километров тридцать с гаком. Мы беспомощно тыкались в карты и делали бессмысленные замечания. Тем временем наш вертолетчик, демонстрировавший какое-то запредельное спокойствие, не только определился с поломкой, но и вызвал помощь. Группа только слегка перекусила и выстроилась для группового снимка, в такой необычной ситуации...
...как тишину над полем, с жестко присевшим вертолетом, разрезал гул лопастей и характерный звук движка. Из-за ближней горы вылетел собрат нашей машины,. Такой же Ми-2, только в более люксовой покраске
Второй Ми-2 сел так, чтобы машины оказались друг напротив друга. И теперь они стояли в поле, напоминая двух близнецов, один из которых более приуспел и теперь регулярно приходит брату на выручку.
Группу отогнали подальше в поле. Об остальных манипуляциях мы могли лишь догадываться. Но в какой-то момент мы отчетливо видели, как от одной машине к другой протянули длиннющий кабель.
Специалисты меня поправят, но выглядело это ровно так, как если бы одна винтокрылая машина "прикуривала" у другой, словно автомобилисты в морозный день, друг у друга. И через несколько мгновений всё было сделано...
Мотор пятнистого малыша, почихав, загудел в прежнем режиме, и наш лихой пилот, слегка поколдовав в приборах, приятельски махнул нам, приглашая на вход. Вся спасательная операция заняла чуть больше часа. Делать было нечего...
Вертолет снова взмыл в воздух. Ещё раньше скрылся за сопками наш стремительный спаситель. Мы только скомкано успели его поблагодарить, а вот от совместной съемки он категорически отказался.
Мы ещё поснимали, но прежней горячности и след простыл. Глядя на бесконечный лес внизу, каждый, наверное, вдруг подумал о том, что не найдись час назад той самой поляны... Впрочем, всё закончилось хорошо. А уж память - точно на всю жизнь. От дороги, в первую очередь. Она необыкновенна!
Новый материал!!! На вершине соляного купола. Кусочек Тибета в Северном Прикаспии
Ставьте лайк, если материал вас заинтересовал и подписывайтесь. Спасибо!