Найти тему
Японский язык(日本語) 

Такси во времена Эдо


В эпоху Эдо одним из средств передвижения по городу был так называемый паланкин.
駕籠[Kago]— Средство передвижения в виде укрытого кресла или ложа, оборудованного жердями, переносимого с помощью мускульной силы двух и более человек.
Внешний вид паланкинов различался, в зависимости от общественного положения пассажира. Паланкины для знатных людей богато украшались и оснащались раздвижными дверьми.
Люди носившие паланкины назывались:

日下部金兵衛 - http://www.luminous-lint.com/imagevault/html_6001_6500/6437_std.jpg, パブリック・ドメイン, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=10490341による
日下部金兵衛 - http://www.luminous-lint.com/imagevault/html_6001_6500/6437_std.jpg, パブリック・ドメイン, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=10490341による

駕籠の者[Kago no mono]
駕籠舁 [Kago kaki]
駕籠遣[Kago yaro]
駕丁[Gatei]

Также часто употреблялось слово 六尺, 陸尺[Rokushaku], от которого произошло слово 力者[Rikisha]—Рикша. По одной из версий — это название отображало средний рост носителей паланкина (182 см), так как чем выше рост носильщика, тем больше придётся заплатить. Поэтому на такую работу брали самых высоких парней. По другой версии—это длина шеста императорского паланкина в древнем Китае.

Однако паланкины — это не только атрибут знатных персон, но и обеспеченных горожан. Такие паланкины назывались:

町駕籠[Machi kago]—городской паланкин
Или
辻駕籠[Tsuji kago]— паланкин на перекрёстке. Исходя из названия, такие паланкины ожидали своих клиентов на перекрёстке.

Стоимость:

渓斎英泉 - The Sixty-Nine Stations of the Kisokaido, パブリック・ドメイン, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2969030による
渓斎英泉 - The Sixty-Nine Stations of the Kisokaido, パブリック・ドメイン, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2969030による

Стоимость перевозки зависела от многих факторов, таких как расстояние, вес пассажира, количества носильщиков. Обычно носильщиков было двое, однако если была необходима быстрая перевозка, подключались ещё двое носильщиков, соответственно и стоимость вырастала в два раза. Однако при быстрой перевозки были нередки случаи, когда пассажир выпадал из корзины.
В работе Ишикавы Эисуке (
江戸っ子は虫歯しらず? ) —" дети Эдо не знали кариеса?”, за один ри(~4км) указана стоимость 400 мон. В большом историческом словаре [国史大辞典], за перевозку с четырьмя носильщиками от Нихон баши до Ёшивары (район красных фонарей), указана стоимость 800 мон. Мон-это медная монета. Бутылочка саке стоила 5~12 мон. Порция риса с угрём стоила ~100 мон. Порция суши ~100 мон. Порция мисо 5~100 мон, в зависимости от ингредиентов. Сходить на спектакль ~300 мон. Как видите, удовольствие не из дешёвых.

Болезни

Utagawa Kunisada (Toyokuni III) (Japan, Edo, 1786-1865)Куртка распахнута, чтобы показать, что ничего не украдено.
Utagawa Kunisada (Toyokuni III) (Japan, Edo, 1786-1865)Куртка распахнута, чтобы показать, что ничего не украдено.

Закат

パブリック・ドメイン, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=442960
パブリック・ドメイン, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=442960

В эпоху Мейдзи рикши, обладающие большей мобильностью, начинают вытеснять паланкины, и к 1872 году они полностью исчезают. Дольше всего паланкины просуществовали в горных районах, наподобие Сеннинтоге, куда рикшам было сложно добраться. И чтобы не терять деньги, носильщики паланкинов поголовно переквалифицировались в рикш, или как их ещё называли, сяфу.