Найти тему

Воспитания коллективной ответственности в литературе

Комсомольская ячейка росла очень быстро, и она сыграла большую роль в воспитании колонистов.

https://www.pinterest.ru/pin/731483164462545460/
https://www.pinterest.ru/pin/731483164462545460/

В коллективе создалось большое сильное ядро. Многие из этого ядра — Карабанов, Волхов, Задоров и другие ушли учиться в рабфаки, но ядро продолжало расти и крепнуть.

А. С. Макаренко отстаивал линию создания сильного коллектива. Коллектив не способен стоять на месте. Ему необходимы «перспективные линии», как говорил Макаренко. Остановка на месте ослабляет его силу. Макаренко делает вывод, что причина ряда неполадок в колонии заключается в том, что коллектив некоторое время находился в застывшем состоянии: те же поля, те же цветники, та же работа. Нужно было что-то новое, значительное. Таким новым, значительным, которое могло бы опять привести коллектив в движение, явилось завоевание Куряжа.

Антон Семенович очень обстоятельно рассказал ребятам об отсталой Куряжской колонии, предложил им завоевать Куряж и сделать его примерной колонией. Он зажег в них искру, которая затем обратилась в пламя — у коллектива создалось желание ехать и покорить Куряж.

В Куряж направили боевую разведку, в состав которой входили самые лучшие сыны колонии. Задача «передового сводного» заключалась в предварительной работе, в подготовке почвы для дальнейшего штурма.

https://www.pinterest.ru/pin/731483164462545487/
https://www.pinterest.ru/pin/731483164462545487/

В Куряже колонисты застали полный развал и анархию. До глубокой ночи они пытались собрать всех вместе, но ничего не вышло из их стараний. Те выползали из своих нор только для еды. Они были распущены, развращены, ленивы.

Но А. С. Макаренко видел в них прежде всего обыкновенных детей. Почему? Да потому, что, с одной стороны, они были лишены всех благ человеческого развития, с другой стороны. Макаренко с колонистами решили проводить настойчивую агитацию, проявить максимум терпения.

Антон Семенович начал беспокоиться, как бы все это не пошло насмарку.
Позже штурм начался. Горьковцы во всем показывали пример, усердно трудились, весело отдыхали — все это скоро произвело целую революцию в заскорузлых куряжских сердцах.

Общее собрание... впечатлительные речи горьковцев... Декларация ЛКСМ:

  1. Отряды считать распущенными. Организовать новые отряды.
  2. Немедленно выбраться из спален и произвести генеральную уборку. Комсомольцы очень умело сформировали новые отряды, составили план работы.

Преображение началось немедленно после собрания, по-новому засветились каким-то чудным, радостным блеском глаза колонистов Куряжа, все они как-то похорошели, когда выкупались и надели чистое платье.

Май и июнь прошли в напряженной работе.
Труд делал свое дело.
Итак, самым важным средством преодоления трудностей в воспитательной работе Макаренко явился коллектив.
Если создан коллектив, то никакие уже трудности не страшны.

Каким же образом Макаренко удавалось создавать такие коллективы? Нелегко было это сделать. Схематически процесс создания коллектива Антоном Семеновичем можно изобразить так: в толпу малолетних преступников пришел воспитатель, пришел Макаренко.

Ему трудно было организовать эту толпу. Тогда он, постепенно завоевывая авторитет, используя все средства (а порой и принуждение, диктат, насилие), заставляет воспитанников трудиться.
Здоровый, хорошо организованный, совместный труд воспитанников приносит свои замечательные плоды, он воспитывает их в духе коллективизма. Постепенно формируется ядро (коллектива пока еще нет).

https://www.pinterest.ru/pin/731483164462545513/
https://www.pinterest.ru/pin/731483164462545513/

Ядро формирует вокруг себя тесный коллектив. У этого коллектива складываются свой стиль, свои традиции, а все это легко передается от старших к младшим. В итоге — воспитывает уже не воспитатель (он только направляет, регулирует), а коллектив.

Перестройка школы, народного образования поставила перед нашими педагогами очень важные задачи и проблемы в области воспитания. Она заставляет учителей искать новые педагогические пути. Неслучайно за последнее время особенно усилился интерес к литературным трудам А. С. Макаренко. Педагоги-практики с успехом используют в своей работе его принципы.

Начало.