Найти тему
Татьяна Васильева

Не ждите школы – учите ребёнка держать карандаш правильно

Зачем держать карандаш или ручку правильно? И что такое «правильно»? Правильно – это просто удобно, так, чтобы ничего не мешало ребёнку рисовать или писать и контролировать эти процессы.

Поскольку я работаю с детьми индивидуально, мне хорошо видно, как дети пишут или рисуют и как при этом держат карандаш или ручку.

У более старших детей позиция пальцев и руки уже закрепилась, они приспособились к своей манере, даже если она не совсем правильная. При этом почерк очень у многих неразборчивый, что прежде всего мешает самому ребёнку – иногда он сам не может разобрать то, что писал, не видит своих ошибок. А малышам труднее осваивать рисование и письмо, если они держат карандаш или ручку неправильно – читай: неудобно.

Следует отметить, что позиции и движения кисти и всей руки при рисовании и письме разные, но базовый захват карандаша и ручки один – именно этому и стоит научить ребёнка.

Как известно, переучивать всегда труднее, поэтому я рекомендовала бы сразу учить ребёнка держать карандаш правильно – как только он впервые взял его в руку, чтобы нарисовать первые каракули. Обычно это происходит года в полтора. Никаких особых методик для этого нет. Просто вложите карандаш в руку ребёнка в той позиции, в какой его обычно держат большинство людей, и делайте так каждый раз, когда ребёнок берёт карандаш в кулак. И это всё!

Нет, конечно, он сразу не начнёт так рисовать или писать – будет очевидно, что пока так держать инструмент для рисования ребёнку трудно, а вернее непривычно, и мышцы кисти и пальцев у него ещё очень слабые. Но дело в том, что на первых порах ребёнок так играет с карандашом не больше минуты, а то и меньше. Пусть проводит несколько первых линий, и этого достаточно.

Кстати, одно из первых прекрасных упражнений по рисованию для малыша – это провести ниточки от воздушных шариков, которые вы для него нарисуете на листе бумаги.

На этом этапе я бы не давала ребёнку карандаш и бумагу для того, чтобы он сам занимал себя, рисуя каракули без вашего контроля – почти наверняка он будет держать карандаш в кулаке. Как только вы заметите, что ребёнок чаще держит карандаш правильно (поверьте – дети привыкают быстро, а позже закрепляют захват в период активного раскрашивания), можно и нужно поощрять его самостоятельные попытки поводить карандашом по бумаге.

Можно сразу воспользоваться специальным приспособлением и надеть на карандаш вот такую штуку, которая стимулирует ребёнка взять инструмент соответствующим образом.

-2

Но из личного опыта скажу, что нам она почти не пригодилась. Я приобрела такую для внучки, когда ей было полтора года. И она конечно заинтересовалась игрушкой, а заодно и более охотно соглашалась подержать карандаш правильно. Но для маленькой руки такое приспособление всё-таки не очень удобно, когда нужно что-то нарисовать. А вообще, его применяют для переучивания перед школой или в школе.

Гораздо более полезным оказалось рисование мелком. Вот мел вы можете дать ребёнку для самостоятельного рисования на доске сразу. Только нужно проследить, чтобы мелок был не длинный, а короткий – не более трёх сантиметров, тогда ребёнок сможет взять его только пальцами, и это будет прекрасным упражнением для правильного захвата карандаша и ручки.

-3

Большое значение имеет то, какими карандашами рисует ребёнок, но об этом в другой моей заметке.