Найти тему
Олег Макаренко

Отказ от алиментов, рождаемость после Сталина и готовность России к роботизации

1. Профессор Александр Скоробогатов пишет о сокращении населения России и предлагает интересный путь решения проблемы. Идея очень новая и я сходу даже не могу сказать, согласен я с ней или нет. Если она уже реализована в какой-то другой стране, было бы интересно поглядеть на результаты эксперимента:

https://asskorobogatov.livejournal.com/40309.html

Чтобы выправить ситуацию с рождаемостью, стимулировать нужно обоих потенциальных родителей, а не одного за счет другого. <…>

Во-первых, следует отказаться от преимущественного права женщин на опеку над детьми. У родителей должны быть равные шансы на получение опекунства. Пол родителя – слишком грубый критерий для принятия решений в этом вопросе, чтобы быть справедливым. Следует учитывать и другие критерии.

Важны параметры самого ребёнка – его возраст, пол и желание. Мать особенно важна для ребёнка в младенческом возрасте, затем повышается значение отца. Поэтому о преимуществе матери имеет смысл говорить в случае маленького ребёнка. <…> Если ребенок – мальчик, преимущество должно отдаваться отцу, а не матери.

Во-вторых, следует полностью отказаться от алиментов. Принудительное взимание алиментов основано на предпосылке, что дети – это работа, которую матери выполняют за материальное вознаграждение. Предпосылка в корне неверная. Подавляющее большинство людей рассматривает родительство как обязательный элемент личностной реализации. Гораздо больше соответствует фактам подход, согласно которому дети – это счастье, и быть родителем – радость, которая, наряду с прочими радостями жизни, имеет свою цену. Значит, если эта радость достаётся тебе, то оплачиваешь её ты, а не тот, кого этой радости лишили. И если при разводе ты заявляешь права на ребёнка, это твое естественное желание, но и вытекающая отсюда ответственность за получение желаемого. <…>

Если уравнять в правах мужчин и женщин, как об этом сказано выше, институт семьи медленно, но верно, будет меняться.

Появится новый тип мужской семьи, наряду с женской семьёй, которая сегодня абсолютно преобладает. Думаю, для мальчиков (в каких-то случаях и для девочек) это будет безусловным благом.

Кроме того, уже имеющиеся полные семьи станут крепче. Ведь на сегодняшний день большинство семей распадается, и распадается по инициативе женщин. Это неудивительно, если учесть их выгоды от развода. Если женщину этих выгод лишить, у нее появится стимул прилагать усилия для сохранения семьи.

2. Что касается вопроса, когда началось сокращение населения, то блогер genby указывает на малоизвестный факт, что итоговая рождаемость опустилась ниже уровня простого воспроизводства (два ребёнка на женщину) у поколения, рождённого во второй половине сталинской эпохи:

https://genby.livejournal.com/801773.html

Русские женщины родившиеся при советской власти даже после 1937 года, в среднем уже никогда не смогли родить больше двух и более детей. Проблемы с рождениями детей видны начиная с женщин 1880 года рождения. У тех, кто ещё рожал уже при советской власти. У тех, кто был рожден при советской власти, всё было гораздо хуже. <…>

…каким волшебным демографическим переходом объяснить, как ещё сельская страна уже в 1940 году занимает предпоследнее место среди 50 промышленных стран по рождаемости?
-2

Справедливости ради, надо подчеркнуть, что рожать менее двух детей эти женщины стали лишь спустя 20-30 лет, когда они выросли (то есть, в 1960-е и 1970-е). Но именно при Сталине произошла основная часть падения показателя рождаемости, и именно в 1930-е – 1950-е была в основном сформирована та социальная система, которая не самым позитивным образом влияла на демографию в последующие десятилетия.

3. На «Ленте.Ру» вышла большая статья, предрекающая России кризис на рынке труда:

https://lenta.ru/articles/2019/10/18/russian_workers/

Согласно аналитике авторов Ленты, у нас почти всё плохо: демография не ахти, мигрантов недостаточно, трудовое законодательство несовершенно, а пенсионная реформа хоть и повысила вовлечённость трудоспособного населения в экономику, но только на время (к вопросу о том, можно ли было избежать повышения пенсионного возраста).

Есть, впрочем, один не вполне ожиданный и позитивный момент: у нас улучшается показатель гибкости образования, то есть наша образовательная система всё-таки научилась кое-как приспосабливаться к меняющимся запросам работодателей. Однако значение российского индикатора гибкости совпадает с показателем для США, что говорит скорее не в нашу пользу, хотя и не отменяет достигнутого за последние годы прогресса.

Об одной важной вещи журналисты Ленты забыли: в статье нет ни слова про роботов или хотя бы про автоматизацию. Судя по новостям из мира технологий, роботы и алгоритмы заменят не только работников низкой квалификации, но и могут существенно уменьшить потребность в отдельных квалифицированных специалистах. У нас же специалисты и так в дефиците. С этой точки зрения Россия является страной, готовой к роботизации лучше многих других.