Найти тему

Зачем школьнику читать классику?

Оглавление
Ф.М. Достоевский. В.А. Фаворский. Гравюра на дереве. 1929 г.
Ф.М. Достоевский. В.А. Фаворский. Гравюра на дереве. 1929 г.

(очень личный текст и очень личный вопрос)

Точнее даже так:

Зачем школьникам читать русскую классику?

Этот вопрос мне адресовали мои ученики и, если честно, они поставили меня в тупик. Нет, нельзя сказать, что они у меня не читают. Читают и еще как. Герцена тут с Чернышевским осилили, в процессе изучения николаевской России, но исключительно, как исторический источник. Но спрашивали-то они про другое. Они спрашивали, что такого великого и духоносного, прекрасного и вечного они смогут почерпнуть из реки русской классической литературы. По крайней мере, они именно так и развернули свой вопрос.
И тут я не нашел, что им ответить. И это ставит меня в некий тупик. Дело в том, что у меня нет для них (да и для себя) хорошего ответа, объясняющего необходимость тратить время на русскую классику.

Пожалуй, разверну мысль.

Глубина мысли и проблематика произведений русской классической литературы на очень высоком уровне. Может быть это можно объяснить тем, что в России XIX века не было хорошей философии и писателю приходилось поднимать те вопросы этики и антропологии, развивать которые больше приличествует философу. Но сейчас-то может быть лучше сразу адресовать школьника к понятным и достаточно легко читаемым философам? Как говорит мой опыт, лучше прочитать со школьником две книжки Фромма, одну Франкла и половину книги Августина, чем всего Достоевского. Проблематика та же, только застрелиться не хочется, да и сами мысли выражены четче и яснее. И, что немаловажно, выражены не только мысли, но раскрывается и ход мысли. То есть, уцепившись за мысль Фромма, школьник может начать мыслить сам, а за Достоевского уцепиться не выйдет. Это про мысли, теперь дальше.
Удовольствие от чтения, на которое напирают учителя словесники – аргумент весьма сомнительный. Слишком уж оно индивидуально. А заставлять кого-то получать удовольствие от текста – за гранью добра и зла. Там же находится такой аргумент: без русской классики не стать культурным человеком. Вот только не ясно, что такое культурный человек.
Единственный аргумент, который я нашел для себя приемлемым –
русская классика чрезвычайно богата лексически и грамматически. То есть у нее очень и очень богатый и красивый язык. А язык есть инструмент мышления. Следовательно, классика нужна, чтобы мочь мыслить. Но тут мы опять выходим на Фромма. И я оказываюсь перед парадоксом: Достоевский заменяется Фроммом, для которого необходим Достоевский.

Короче, я запутался.

Господа и дамы, если у вас есть ответ на вопрос: зачем читать русскую классику, прошу поделиться в комментариях.

Оригинал статьи размещён здесь

Больше моих статей и размышлений читайте на моём канале и в группе вконтакте