Найти тему
НУАР-NOIR

Братья Коэны против Тарантино

Как у корифеев мрачного кино подается криминальная ирония?

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Тарантино на съемках "Бешенных псов"
Тарантино на съемках "Бешенных псов"

Когда фильм Тарантино (в качестве продюсера) "Запекшаяся кровь" и «Просто кровь» братьев Коэнов с разницей в десять лет вышли на экраны, то нео-нуар уже был признанным явлением в мире культуры. До того момента, как Тарантино в «Бешеных псах» (1992) и «Криминальном чтиве» (1994) дополнил нуар-мотивы комичными моментами, братья Коэны, наверное, были единственными, кто успешно совмещал иронию и сумрачный стиль нуара.

Кадр из фильма "Бешенные псы"
Кадр из фильма "Бешенные псы"

Однако если Тарантино остановил свой выбор на гиперактивном действии и открытых намеках на безумие поп-культуры, то братья Коэны предпочитали использовать и обыгрывать элементы традиционного нуара: запутанные схемы, заговоры, тайны с причудливым и сложным «узором».

Братья Коэны
Братья Коэны

Именно с Коэнов началась традиция вводить в нео-нуар (как имитацию обычного нуара) комические моменты, а иногда даже смешные сцены, чего отродясь не было в классическом жанре. Классический нуар избегал откровенного морализаторства, фактически не оставляя места для добродетельных американцев, довольных своей жизнью.

Кадр из фильма братьев Коэнов "Большой Лебовски"
Кадр из фильма братьев Коэнов "Большой Лебовски"

Новый лидер показов нашего канала

Мир классического нуара по характеристике одного из исследователей – «тревожное видение, рушащее надежды, но дающую фатальную незащищенность» - в классическом нуаре никто не защищен ни от чего. Вдобавок ко всему классический нуар по-своему демократичен – в нём нет победителей и несомненных фаворитов, законы бытия применимы ко всем, все в равной степени уязвимы. Как видим, мрачный пессимизм классического нуара - не самая подходящая среда для забавных происшествий и веселых диалогов, это было уделом комедий, процветавших в Голливуде за всё время всего его существования.

Кадр из фильма братьев Коэнов "Перекресток Миллера"
Кадр из фильма братьев Коэнов "Перекресток Миллера"

Однако это не означает, что комедийное начало совершенно чуждо нуару. Изображение характера человека, оказавшегося в западне обстоятельств, либо же заблудившегося в лабиринте города, может быть как трагичным, так и нелепым, то есть грустно-комичным. Ведь в комедии есть не только веселые клоуны («рыжий Арлекин»), но и грустные («бледный Пьеро»). Ситуация с «ловушками» может быть как неврастенической, так и меланхолической.

Кадр из фильма братьев Коэнов "Фарго"
Кадр из фильма братьев Коэнов "Фарго"

Юный ангел мрачного кино

Тоска и страх не могут быть бесконечными, бесконечный ужас взывает к ужасному концу, что делает его предсказуемым и по-своему смехотворным. Однако в комедии есть ясное понимание времени. В нуаре время фактически отсутствует, нём нет ни перспектив, ни ясности. Отсюда выходит, что существование в абсурдной Вселенной нуара дает массу поводов для мрачноватого юмора. Если взять ленту Улмера «Объезд» (1945), которая относится к классическому малобюджетному нуару, то количества нелепых совпадений в ней хватило бы на полноценную комедию положений.

Кадр из фильма "Объезд"
Кадр из фильма "Объезд"

Судьба преподносит главному герою такое количество неприятных сюрпризов, что вся его жизнь превращается в форменный фарс. В «Бульваре Сансет» сарказм по поводу манипуляций и извращенных привязанностей превращается в иронию, которая достигает своего пика в сцене, когда героиня после убийства спускается к полицейским и журналистам в образе Саломеи.

Кадр из фильма "Бульвар Сансет"
Кадр из фильма "Бульвар Сансет"

Сайт про жанр нуар http://noir-film.ru

В нуаре всегда можно было обнаружить следы барочной чувственности, коей в некоторых ситуациях было даже с избытком. В нео-нуаре агрессивно подчеркнутая безнадега неизбежно приводит к тому, что действие переходит в «черную комедию». Стиль классического нуара сдержанный, почти «застенчивый»; нео-нуар буквально щеголяет мрачными элементами, а в некоторых случаях именно они, а не история и не рассказ становятся предметом фильма. Мрачная атмосфера превращается в «ловкость рук», что в результате становится забавными развлечением.

Ироничные диалог "Большого Лебовски" и рассказчика
Ироничные диалог "Большого Лебовски" и рассказчика

Недаром некоторые из исследователей указывают на то, что отличительной чертой нео-нуара является «учтивая безнравственность», а вовсе не «отвращение к человечеству», сквозившее в большей части фильмов классического периода. В нуаре 40-ых действовали не клоуны, а монстры, преступники, чье зло нельзя прощать, чьи действия подразумевали, что единственный источник их несчастий крылся в них же самих.

На этом заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако очень скоро мы продолжим анализировать отдельные элементы мрачного и криминального кино. А потому не забывайте читать наши материалы! А еще лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»