История, которую я вам расскажу, случилась несколько лет назад. Тогда команда археологов во главе с Алексеем Ивановым обнаружила затонувший грузовой автомобиль ГАЗ-АА в месте, где река Копка впадает в Мсту. Грузовик находился на дне реки, покрывшись слоем ила.
Правда изначально автомобиль посчитали более редким АМО-2 (возможно, поэтому и стали заморачиваться с подъемом), вряд ли кто-то стал бы поднимать довольно распространенный даже в наше время ГАЗ-АА. Любопытно, что в кабине обнаружились останки водителя в телогрейке, а в кузове - 120-миллиметровый дивизионный миномет со снарядами.
Именно этот факт и замедлил работы по подъему грузовика. Пришлось подключать к работам областную группу разминирования и отряд спасателей. В итоге водолазы-взрывотехники извлекли из кузова грузовика миномет и 34 минометные мины.
Останки водителя передали Новгородской областной поисковой экспедиции с целью установления личности. Но те так и не смогли найти ни одной зацепки, чтобы сделать это. Стало известно лишь то, что грузовик провалился под лед зимой 1944 года во время наступательной операции по освобождению Новгорода.
Сама процедура подъема грузовика с 4-метровой глубины длилась три дня. При детальном осмотре оказалось, что это ГАЗ-АА, а не АМО-2, как подумали изначально. На борту обнаружили четыре единицы стрелкового оружия, что наводит на мысль о том, что водитель находился в грузовике не один.
Подъем грузовика осуществляли с помощью специального понтона, оснащенного четырьмя лебедками. Поднимать пришлось очень аккуратно, чтобы не повредить хрупкие детали старого грузовика, который довольно неплохо сохранился в илистом грунте (если, конечно, не считать полностью разрушенной деревянной кабины). Резина - как новая, даже накаченная. Рама, двигатель и коробка передач находились в очень неплохом состоянии. А еще цел оригинальный чешский аккумулятор Varta 1939 года!
После подъема грузовик отправили на реставрацию, которую завершили к 70-летию Великой Победы в 2015 году. Кабину пришлось изготовить заново, а часть оригинального кузова реставраторы решили сохранить. Обратите внимание на борта, где видны старые доски, пролежавшие множество лет под водой. Отличная работа!