Найти в Дзене
ru-memorials

Су-27

В белорусском городе Глубокое родился Павел Осипович Сухой.
В память об этом в Глубоком установлено несколько самолётов его КБ.

Кроме этого Су-27П, есть ещё Су-24М и Су-17М на южном въезде в город.
О последнем я недавно уже рассказывал.

Су-27 (заводской шифр Т-10С; по кодификации НАТО: Flanker-B — «Фланкёр») — советский и российский многоцелевой всепогодный сверхзвуковой тяжелый истребитель четвёртого поколения, разработанный в ОКБ Сухого и предназначенный для завоевания превосходства в воздухе.

-2

Первый полёт прототипа состоялся в 1977 году.
В 1982 году самолёты начали поступать в авиационные части, с 1985 года началась их эксплуатация.
Су-27 является одним из основных самолётов ВВС России, его модификации состоят на вооружении в странах СНГ, Индии, Китае и других.
Китайская версия Су-27 называется Shenyang J-11 (殲撃十一型) и выпускается с 1998 года.

-3

На основе Су-27 разработано большое количество модификаций: учебно-боевой Су-27УБ, палубный истребитель Су-33 и его учебно-боевая модификация Су-33УБ, многоцелевые истребители: Су-30, Су-27М, Су-35, фронтовой бомбардировщик Су-34 и другие.
Всего выпущено более 800 Су-27.

-4

Разработка Су-27 началась в 1971 году.
Самолёт создавался, как советский ответ на американский истребитель F-15 и должен был превосходить его по всем боевым показателям.
В том числе, новый самолёт должен был одновременно быть способным на большой высоте лететь на скорости более 2М, а на малых и средних высотах принимать участие в манёвренном воздушном бою.

-5

Конструкторам удалось достичь обе цели, создав революционную конструкцию интегральной аэродинамической компоновкой.
При этом они отказались от крыла изменяемой стреловидности, которое, несмотря на свои преимущества, делает самолёт тяжелее.
Су-27 получил очень мощные новые двигатели АЛ-31Ф с форсажной тягой по 12500 кгс, что дало машине взлётной массой около 22 тонн тяговооружённость больше единицы (1,2).
То есть, в некоторых условиях, после взлёта самолёт может разгоняться вертикально вверх.
И это ещё не всё.
Су-27 способен на настолько интенсивный разгон, что вертикально взлетающий самолёт может преодолеть звуковой барьер.

-6

Конструкция самолёта настолько прочная, что его максимальная эксплуатационная перегрузка - девять единиц.
Это находится за пределами выносливости большинства пилотов.
Зато они могут выполнять любые манёвры не боясь, что самолёт развалится.

-7

Один из любопытных манёвров, допустимый на Су-27 и невозможный на почти всех остальных самолётах - это "Кобра Пугачёва".
На невысокой скорости пилот задирает нос самолёта вверх, укладывая его на спину (угол атаки 120°), а затем возвращает обратно.
Большинство других самолётов, либо проваливаются глубоко вниз при таком манёвре, либо вовсе сваливаются в штопор.
А Су-27 продолжает лететь прямо.

-8

Двигатели Су-27 - АЛ-31Ф были разработаны в НПО "Сатурн" под руководством А.М.Люльки.
Наименование двигателя расшифровывается как Архип Люлька, Модель 31 с Форсажной камерой.
Проектирование началось в 1973 году, первые испытания прошли в 1977, гос.испытания завершились в 1985 (то есть на первые Су-27 ставились ещё не закончившие испытания АЛ-31Ф).
На основе АЛ-31Ф в дальнейшем был разработан более мощный и ещё более надёжный АЛ-41Ф, который устанавливается на Су-35 и Су-57.

-9

Воздухозаборники двигателей.
Су-27 может эксплуатироваться с грунтовых аэродромов, поэтому есть реальная опасность попадания камней и грязи во входной тракт двигателей.
Чтобы предотвратить повреждение двигателей применяются регулируемые воздухозаборники, которые на взлёте закрываются регулируемым вертикальным клином с сетчатыми экранами.
Интересно, что на этом экземпляре клины полностью подняты.
На исправном самолёте с выключенными двигателями они должны быть опущены из-за отсутствия давления в гидросистеме.

-10

Удивительно, но двигатели на этом самолёте стоят на своих местах.
Чаще всего самолёты-памятники лишены их.

-11

Особенность конструкции с широко разнесёнными мотогондолами позволяет организовать точку подвески вооружения или топливного бака между ними.
Получается, как бы, внутренняя подвеска снаружи самолёта.
Двигатели же разнесены в стороны для повышения живучести.
Попадание ракеты в один из них, с последующим разрушением и пожаром не должно выводить из строя второй.

-12

Шасси трёхстоечное с управляемым носовым колесом.
Интересно, что на этом экземпляре оставили посадочные фары.

-13

Жители Глубокого хорошо берегут память знаменитого земляка.

-14