Найти тему

Об условиях правильного воздействия на ребенка.

pinterest.com/pin/382243087122383492/visual-search/
pinterest.com/pin/382243087122383492/visual-search/

Родители обычно хорошо представляют, какими они хотели бы видеть своих детей, какими они должны стать, когда вырастут. Но опыт показывает, что мало еще правильно представлять конечные цели воспитания, чтобы успешно воспитывать ребенка. Родители часто испытывают затруднения, не зная, как добиться от детей правильного поведения. Они нередко жалуются на то, что дети не слушаются, ведут себя не так, как надо, не выполняют обещаний, данных как будто искренно.

Родители не понимают, почему так происходит, и нередко совершенно теряются, не зная, как повлиять на своего ребенка. Жалобы родителей на непослушание иногда сопровождаются заявлениями об отсутствии у них контакта с детьми. Эти трудности в воспитании неопытным родителям кажутся иногда непреодолимыми. Не умея повлиять на своего ребенка, они приходят к ложному и вредному убеждению, что недостатки, проявляемые детьми, прирожденные, и воспитание здесь бессильно.

Можно привести многочисленные примеры семей, где между родителями и детьми всегда сохраняются наилучшие взаимоотношения, дети привыкли уважать родителей, руководствоваться их советами, указаниями. В таких семьях достаточно легкого недовольства, выраженного отцом или матерью, чтобы удержать ребенка от неправильного поступка и заставить его вести себя так, как нужно. Одной из важных причин, вызывающих непослушание детей, являются ошибки взрослых в выборе и применении мер воздействия на ребенка.

Взрослый, воспитывающий ребенка, всегда так или иначе реагирует на каждый его проступок. Посмотрим, как же именно он реагирует на эти проступки, какие здесь возникают взаимоотношения между взрослым и ребенком, и главное, как сам ребенок воспринимает направленные на него меры воздействия. Родители редко взвешивают избранные ими меры воздействия, а ведь как показывает опыт, от этого в первую очередь зависит воспитательный эффект данной меры. Разберем подробнее те отношения, которые возникают между ребенком и взрослым в процессе применения той или иной меры воздействия.

Всякий проступок связан с какими-то определенными причинами. Причем одинаковые, на первый взгляд, проступки могут вызываться совершенно различными причинами. Например, ученик не приготовил урок. В одном случае это произошло потому, что ему встретились трудности в учебном материале и он не знал, как их преодолеть. В другом случае, выйдя немного погулять, он заигрался, пришел домой слишком поздно, устал и уже не имел ни сил, ни времени для приготовления урока. Может быть и такой случай, когда ребенок и не собирался сесть за уроки, так как вообще привык их не выполнять. Ясно, что воздействие взрослого в каждом случае должно быть различным, в зависимости от действительной причины проступка.

Ребенку, который не понял учебного материала, надо объяснить непонятные ему места и проверить выполнение урока. Некоторым детям, по беспечности не приготовившим уроки, достаточно указать на то, что они не выполнили свой долг школьника. Однако ясно, что с подобным увещеванием бесполезно обращаться к ребенку, который уже привык ходить в школу с невыполненными уроками. Такому школьнику не поможет простое напоминание о долге или требование его выполнять. Здесь необходима длительная работа по воспитанию у него чувства долга и ответственности, по выработке привычки и навыков самостоятельной работы.

pixabay.com/ru/photos/футбол-машины-мальчики-3572906/
pixabay.com/ru/photos/футбол-машины-мальчики-3572906/

Следовательно, первая задача взрослого, желающего воздействовать на ребенка, выяснить действительную причину совершенного им проступка. Однако и этого не всегда достаточно. Взрослый может хорошо понять причину проступка, а сам ребенок ее не понимает. В этом случае даже правильно намеченное воздействие может не дать успешного результата, потому что оно может быть неправильно воспринято и истолковано ребенком.

Трудности в воспитании ребенка обычно начинаются либо с того, что его обвиняют в том, в чем он не виноват, либо, когда ему предъявляют требования, которые он не умеет правильно выполнить, а необходимых указаний он не получает. Поэтому, предъявляя ребенку какое-либо требование, надо каждый раз проверять, знает ли он, как именно осуществить то, чего от него требуют и, если нужно, указывать ему точно, что и как он должен делать. Опытные учителя и родители так обычно и поступают и всегда добиваются положительных результатов.

Приведем два случая, показывающих, к каким различным результатам приводят различные способы воздействия на ребенка. 15-летний подросток разбил окно. Соседка заявила матери, что сама видела, как мальчик вместе с другом бросал камни в окно. Хотя ребенок уверял, что окно разбил он случайно, мать не слушала его оправданий, ругала его, назвала хулиганом. Подросток разозлился и начал говорить, что мать никогда ни в чем ему не верит, мать видит в нем только плохое. Мать еще больше рассердилась на ребенка за то, что он, разбив окно, еще смеет быть недовольным сделанным ему замечанием. Она наказала мальчика.

Через несколько дней соседи пожаловались, что подросток ушиб камнем игравшего во дворе ребенка. Повторилась та же сцена гневных упреков и обличений со стороны матери и недовольных реплик со стороны ребенка. Мать не стремилась понять, что происходит с подростком, не замечала, что ее способ воздействия не исправляет мальчика, а только создает между ними отчуждение. Между тем, если бы она спокойно разобралась в происшедшем, то узнала бы, что сын разбил окно случайно и, что все дело заключалось в том, что мальчики, соревнуясь в метании в цель, выбрали для этого неудачное место.

Разбив стекло, мальчики временно прекратили соревнование, а потом перенесли его в другое место, подальше от окон. Но они не учли, что в новом месте их камни могут оказаться опасными для других объектов. В результате они попали камнем в девочку. Таким образом, причиной всех бед было то, что мальчики не учитывают: что может произойти в результате их игр и забав. На это им и надо было указать, об этом с ними и надо было в первую очередь говорить. Именно так и поступила мать другого мальчика, когда он, также играя во дворе, разбил окно.

Выяснив, что это произошло потому, что мальчик хотел забросить на крышу дома снежки, мать указала ему на результаты его проступка (оплата нового стекла, неприятное объяснение с соседями и т. д.). Она показала ему, что хотя у него ничего дурного в мыслях не было, но из-за того, что он не учел последствий своего поступка, произошло много неприятного. Он должен был учесть, что во дворе, где кругом имеются окна, устраивать такую игру нельзя. Мальчик во всем согласился с матерью. Однако он был наказан за свой проступок. Он принял наказание спокойно, понимая, что виноват и причинил родителям много неприятного. Родители этого мальчика были правы, не оставив без взыскания проступок сына.

Многие родители, как только убеждаются, что в проступке ребенка нет ничего намеренного, злостного, сразу оправдывают его, хотя сам проступок имеет нежелательные последствия. Необходимо и в таких случаях показывать детям, что, несмотря на отсутствие дурных намерений, каждый их проступок влечет за собой последствия, которые они не имеют права не учитывать. Неосторожность и неосмотрительность, беспечность и слабый самоконтроль не менее вредны в поведении, чем намеренная шалость, леность или озорство. Надо приучать детей нести ответственность за каждое свое действие, независимо от того, чем оно вызвано.

Приведенные примеры, конечно, и в малой степени не исчерпывают всего многообразия случаев, которые могут произойти с детьми в школе, дома, на улице, во дворе. Так же многообразны и индивидуальны должны быть способы воздействия на ребенка со стороны взрослого. Однако при всем их разнообразии они должны удовлетворять некоторым общим требованиям, о которых мы говорили выше. Не надо приписывать проступкам ребенка чуждые им мотивы, а следует вдумчиво выяснить действительную причину того или иного проступка. Это поможет правильно выбрать необходимую меру воздействия.

Важно здесь, чтобы сам ребенок хорошо осознал как значение своего проступка, так и его причину и последствия. Тогда он правильно воспримет и примененную к нему меру воздействия. Наконец, требуя что-нибудь от ребенка, надо всегда проверять, - может ли он выполнить это требование, в чем ему самому надо помочь для успешного выполнения данного требования. Соблюдение этих моментов гарантирует основное условие успешного воспитания - живой контакт и взаимопонимание между ребенком и воспитателем.