Приветствую на канале!
Основным учебно-боевым самолётом в России является Л-39 Альбатрос, но постепенно эта немолодая машина сменяется уже современным Як-130. Во многом это удачный УБС, но его боевой функционал был не высок. Сейчас же появились сведения о модернизации данного самолёта и исправлении недочётов.
Основная цель работ - сделать из Як-130 не просто учебный самолёт, а полноценный боевой. Слухи об этом гуляют в сети чуть ли не с самого начала производства машины, однако только сейчас проект начинает воплощаться в «металле». По словам разработчика Як-130 сможет даже выполнять задачи, которые ранее были присущи, например Су-30СМ - нанесение ударов высокоточным оружием без входа в зону войсковой ПВО/ПРО противника. Для реализации такого сценария самолёту необходима новая РЛС, и ей как раз заняты в КРЭТ. Также будет установлена новая оптико-электронная система, которая будет работать в связке с радиолокационной станцией под управлением единой вычислительной машины. Скорее всего показатель обнаружения целей по дальности составит около 50-60 километров, однако этого с лихвой хватит для имеющегося вооружения.
А основой этого вооружения станет ракета «воздух-поверхность» Х-25МП. Её максимальная дальность составляет около 40 километров, а вес чуть больше 300 кг. Напомним, что боевая нагрузка Яка 3 тонны, что позволит нести ему 8 таких ракет (ограничение по точкам подвески). Поработали и над возможностями против воздушных целей. Заявлено, что Як-130 получит РВВ Р-77. Эта ракета «воздух-воздух» является представителем класса средней дальности и может поразить цель на расстоянии до 110 километров. Р-77 входит в основной боекомплект таких истребителей, как Су-30СМ и Су-35С. Может поражать высокоманёвренные цели и даже крылатые ракеты, включая сверхзвуковые. Есть два варианта применения данного боеприпаса с помощью Як-130 - это либо установка более мощной РЛС, чем предполагалось ранее, либо получение целеуказания от полноценных истребителей или «летающих радаров». Однако не модернизированный Як-130 имеет в своём арсенале Р-73 и может вести воздушный бой на дистанции до 40 километров, против беспилотников или вертолётов, например.
В целом причина модернизации Яка понятна - желание увеличить возможности ВКС за счёт покрытия ниши лёгких штурмовиков, роль которых будут выполнять УБС Як-130. Су-25 с его бронированием он не заменит сто процентов, а уж тем более Су-30СМ или Су-35С, но выполнять задачи в локальных конфликтах, где практически нет ПВО/ПРО противника - хватит за глаза. Да и в случае крупномасштабного конфликта лучше иметь учебно-боевые самолёты с подобным функционалом, чем просто «летающие парты». Тем более, что в ВКС сейчас почти сотня таких машин, а это довольно много. В случае необходимости не придётся отвлекать «старших братьев» от выполнения сложных задач, например прорыва противовоздушной обороны. Стоит также отметить, что вооружение и электроника - не единственные направления работ. У Як-130 изменится планер, но не сильно. Единственный вопрос, который остаётся - будут ли в новых машинах использоваться композиты? Это позволит дополнительно снизить вес машины, а также её заметность для РЛС вероятного противника.
О сроках модернизации пока ничего не сказано, но известно, что работы уже идут. Всего в ВКС предполагается поставка до 250 единиц Як-130 с полной заменой имеющихся Л-39.