Найти тему
АРТиШОК

Деловой стиль поведения как лучший выход из любых затруднений

УЧЕНЬЕ БЕЗ ПРИНУЖДЕНИЯ
УЧЕНЬЕ БЕЗ ПРИНУЖДЕНИЯ

§2.

Ершова А.П., Ганькина М.В., Букатов В.М.

К проблеме прав и обязанностей учеников и учителей на открытых уроках /По материалам брошюры – Открытый урок: режиссура школьной повседневности в невыдуманных рассказах, неожиданных советах и нескучных рекомендациях / Вячеслав Букатов, Мария Ганькина.- М.: Чистые пруды, 2006.- 32с. (Библиотечка „Первого сентября“, серия „Воспитание.Образование.Педагогика“. Вып.6).

Очевидно, что с любой из перечисленных форм выяснения отношений связаны весьма серьезные педагогические издержки, будь то разнос или бахвальство, угодничество или понукание. Вероятно, именно от педагога при демонстрации каким-то из учеников своей«возмутительной» позиции, можно ожидать не типичной бытовой реакции (например, выговора), а использования тех или иных деловых средств воздействий. Все недостатки в поведении детей (включая их непонимание, незнание и ситуационный негативизм) для хорошего учителя — исключительно деловые объекты. Настойчивость, изобретательность, оптимизм и мажор должны лежать в основе его профессионализма

Всё, с чем учитель сталкивается на открытом уроке, должно оказываться поводом только для делового подхода, делового поведения. Ведь главная обязанность учителя в том, чтобы суметь подобрать и осуществить с детьми на уроке такие разнообразные дела, в процессе выполнения которых ученики могли бы и обучаться, и воспитываться, и развиваться. Невзирая на то, что урок «открытый».

Если же учитель будет всего лишь ждать от детей мгновенного послушания (беспрекословного повиновения) либо обожания (молчаливого восхищения), то, как только он не встретит желаемого, его неминуемо будет всасывать один из позиционных водоворотов. И тогда не только разносы и самовосхваление начнут засорять его поведение, но и откровенное заискивание и чуть ли не самоуничижение. Тогда как строго деловые устремления освобождают его от подобных инсинуаций, и он перестает бросаться на открытом уроке из одной крайности в другую.

В любой ситуации учителю необходимо исходить из предположения, что в его взаимоотношениях с детьми в классе — полная и абсолютная ясность. Если эта ясность строится на реальном (а не на декларируемом) признании учителем своих обязанностей помогать всем и каждому из детей быть деловым, сообразительным и покладистым человеком, то он застрахован от своих позиционных притязаний к ним. Дети в классе такие, какие они есть, и именно он — учитель — должен организовать и обеспечить для них интересную и продуктивную деятельность.

Особо отметим, что учитель, возвышающий себя и демонстрирующий свои достоинства (реальные или мнимые), обычно создает у присутствующих впечатление необыкновенно интересных, «блестящих» уроков. Такими уроками и учителями, как правило, гордятся школа, район, область (ведь для того чтобы, покоряя аудиторию, подать излагаемый материал как-то неординарно, с выдумкой, учителю явно необходимо ориентироваться в нем достаточно уверенно). С точки зрения режиссуры, такой педагогический стиль ведения занятий можно назвать концертно-солирующим. Бесспорно, что ученикам гораздо приятнее и полезнее присутствовать на уроках учителя, работающего в этом стиле, чем на уроках учителя, беспрерывно всех «ставящего на место».

Но если сравнивать концертно-солирующий стиль с деловым, то у второго явно больше педагогических преимуществ, отсутствующих за внешней эффектностью первого. Но какой из этих стилей обычно выбирают учителя для своих открытых уроков — спрогнозировать, к сожалению, несложно. Неслучайно в печати то и дело раздаются голоса о том, что открытые уроки вредны школе. Но одни учителя старательно делают вид, что ничего о том не знают и не ведают. Тогда как другие успешно пытаются соединить, казалось бы, несоединимое и находят-таки некие парадоксальные способы, превращающие открытый урок из показушного и формального в живой, полезный и интересный детям (пусть местами даже и не совсем причесанный, а то и вовсе затрапезный).