Гармония, счастье, вдохновение (дыхание божественного) - тонкие
состояния души, неуловимые и неповторимые, подобные озарению светом понимания. В такие моменты исчезают все тягостные ограничения
временного и земного и человек прозревает, что счастье и неомраченное
бытие существуют. А некоторые даже осознают, что счастье достижимо и
для них, так что стоит попробовать. Писания же утверждают, что это
даже необходимо сделать, сбросив с себя оковы ветхого Адама -
беззакония, греховность, беды, и называют это совершенством, нирваной,
благодатью, землей Обетованной, и указывают путь, ведущий к этому. Об
этом и вся поэзия - "земные грезы божества". Поэтам можно верить,
поскольку они в своих мятежных душах уже пережили и обретениие Рая, и
его утрату, а теперь воспевают вечное стремление вернуться к Себе
домой, в Счастливую Землю.
Жрецы элементарных теорем,
Проповедей вы ждете от поэта:
Я проповедь скажу на благо света, -
Не скукой слов, давно известных всем,
А звучной полногласностью сонета,
Не найденной пока еще никем!
(К. Бальмонт)
По словам Хайдеггера, поэтическое творчество - свершение истины. Хотя,
как говорит мидраш, из сотен тысяч пророков одним Святой дух дал на
одну книгу, другим - на две, а некоторым - лишь на два стиха... В
точной строке поэт может высказать запредельное даже в неведомой для
самого себя форме. В момент высшего творческого порыва его
индивидуальное сознание растворено в океане альтруизма. В истинной
поэзии говорит иное начало, которое грустит строкой стиха. Изречь
необъяснимое можно только при утрате себя, при отказе от оценочных и
взвешивающих систем эгоизма. Тот, кто знает, что вечность не может
промолчать, тот ищет место и время, где великая Пророчица возвестила
очередную свою сказку о непреходящем и бессмертном в мире людей,
океане поэзии.
Скудны мои познанья для того,
Чтоб скудоумным - тем, кто словно бродит в мраке,
[Путь] осветить поэзии лампадой.
Но все же, той лампадой не владея,
Я расскажу немного - с каплю - для пропитания глупцов.
(Буддийский канон)
Сами мы не занимаемся истинным поэтическим творчеством: пока оно
превосходит наши возможности. В этом и нет особой необходимости,
поскольку источников высокого уровня под рукой предостаточно.
Я получил блаженное наследство -
Чужих певцов блуждающие сны.
(О. Мандельштам)
Как бы то ни было, сознательное понимание дает немалые преимущества,
даже и перед авторами настоящих текстов.
Всякий, приводящий изречение с упоминанием имени лица, его
произнесшего, способствует всеобщему спасению.
(Талмуд, Авот)