Проблема питания детей знакома многим родителям. Родители могут даже на голову встать и танцевать чечетку, чтобы ребенок съел еще одну ложку супа. Рассказывание истории, чтение книг, просмотр мультиков, подкуп сладостями - это самая малость из простых способов заставить ребенка есть (т.е. есть столько, сколько взрослый считает нужным). Мало кто понимает, что все эти возвышенные способы подстрекательства детей к еде на самом деле являются одной из форм насилия. Почему не стоит заставлять ребенка есть?
Почему еда так важна?
Я не сомневаюсь, что в своих действиях родители руководствуются только заботой и вниманием к здоровью ребенка. В течение многих лет хороший аппетит был синонимом здоровья и хорошего самочувствия. И хотя у взрослых мы ценим стройную фигурку и способность противостоять соблазнам, подсознательно мы считаем, что маленький ребенок должен быть пухлым, розовощеким и уплетать все, что плохо лежит на столе.
По сути, мы - первое поколение, выросшее во времена относительного процветания. Наши родители помнят пустые полки в магазинах в коммунистическую эпоху, наши бабушки и дедушки помнят времена Второй мировой войны. Тогда ничто не могло пропасть. Лучшие кусочки оставляли детям, зачастую за счет собственной еды и голодания. Поэтому, чтобы восполнить эти "недостатки поколений", мы хотим дать нашим детям все самое лучшее. Даже если это больше, чем они могут принять.
Для многих матерей (родителей!) приготовление пищи также является выражением заботы, проявляемой к членам семьи. Это их личные усилия и старания. Поэтому отказ ребенка от еды часто (даже неосознанно) рассматривается как личное оскорбление.
Принуждение к еде - это форма насилия?
Большинство пищевых проблем начинается с расширением рациона и началом прикорма. Пока малыш употребляет только молоко, мы можем доверять ему в регулировании его аппетита. Большинство матерей жалуются на малышей, висящих на груди, а не на тех, кто презирает молоко.
Однако в момент расширения рациона питания мы перестаем доверять ребенку и начинаем смотреть на таблицы. Несмотря на то, что нынешние официальные рекомендации звучат так: "Родитель решает, что ребенок будет есть, а ребенок - сколько (и если будет) есть", нам сложно полностью отключить контроль и положиться на аппетит ребенка. Мы следим за весом ребенка, смотрит вписывается ли он по графику ВОЗ и начинаем сразу же паниковать, если видим какое-то отклонение от так называемой нормы. Когда мы смотрим на детей, мы забываем, что они, как и взрослые, имеют право иметь разную структура тела и потребности.
При этом ребенок не имеет представления о рекомендациях врача, процентных сетках и предъявляемых к нему требованиях. Маленькому ребенку нужна еда, чтобы жить, двигаться и расти. Поэтому то, что делает родитель, для него совершенно непонятно. Карлос Гонсалес очень хорошо описывает это в своей книге "Мой ребенок не хочет есть":
«Для ребенка мама - это все. (...) Однако уже некоторое время что-то не так. Ребенок плачет, потому что ест слишком много, и мать, вместо того, чтобы слушать его, как всегда, заставляет его есть еще больше. И с каждым разом все хуже: сначала нежная настойчивость быстро превращается в крики, вопли и угрозы. Ваш ребенок не может понять, почему это происходит. Он не знает, съел ли он больше или меньше, чем написано в книге, чем сказал педиатр, чем съел соседский ребенок. Они никогда не слышали о кальции, железе или витаминах. Он не понимает, что ты делаешь все это только для его же блага. Все, что он знает, это то, что у него живот болит от такого количества еды, а в него впихивают все больше. Для него такое поведение его матери непостежимо. Многие дети проводят часы, а иногда и шесть часов в день, "едят", точнее, борются со своей матерью за тарелкой, полной еды. Ребенок не знает почему. Он не знает, сколько времени это займет (другими словами, он думает, что это продлится вечно). Никто не признает, что он прав, никто не будет поощрять его. Человек, которого он любит больше всего на свете, единственный человек, которому он может доверять, очевидно, настроен против него. Весь его мир рушится.»
Стандарты, таблицы, рекомендации, графика - все это усредненные цифры, которые ничего не значат для маленького ребенка. Самая калорийная еда, которую может получить ребенок - это материнское молоко. Все остальные являются дополнительной пищей.
Когда речь заходит о детях постарше, стоит доверять их интуиции. Использование шантажа, подкупа или включение телевизора может дать временные результаты. Однако стоит учитывать тот факт, что помимо питания, наше поведение формирует определенные закономерности и пищевые привычки у детей, которые они будут использовать на протяжении всей своей жизни. Принудительное питание в долгосрочной перспективе принесет больше вреда, чем пользы - ребенок не сможет контролировать свой центр голода и сытости, который в последующие годы будет подвержен ожирению или пищевым расстройствам, таким как булимия или анорексия.
Стоит прислушиваться к нашим детям и перестать относится к еде с фанатизмом. Ребенок всегда интуитивно выбирает для себя лучшее и нужное. Ну а мы в следующей статье рассмотрим что же нам делать, когда ребенок действительно не хочет есть.