Найти в Дзене

Управление экономическими процессами в городских системах. Часть 1

Оглавление

Современный город - это фокус и результат урбанизационного процесса, который оставляет след в развитии существующей социальной модели. Если рассматривать город как элемент общества, то он выступает как социально-пространственная форма его существования.

Высокий уровень централизации и мощная вертикаль со слабыми горизонтальными связями, в том числе между регионами и городами, приводит к искаженному представлению о положении того или иного региона или большого города в экономике государства, в социальной, культурной сфере и политике.

https://c.pxhere.com/images/72/23/d0dc3acd5f109e8e612f736cf5ca-1437609.jpg!d
https://c.pxhere.com/images/72/23/d0dc3acd5f109e8e612f736cf5ca-1437609.jpg!d

Крупные города с большой площадью и численностью населения на определенном этапе своего развития сталкиваются с вызовом пространственных проблем, вызванных различными объективными факторами и условиями, присущими той или иной территории. Чем больше площадь города, тем неравномернее на его территории расположен потенциал населения, материальных и культурных ресурсов, тем более остро стоят проблемы пространственных диспропорций, которые при определенных условиях могут представлять угрозу дальнейшему развитию и процветанию.

Принимая во внимание многолетнее игнорирование важности государственной региональной политики в отношении развития крупных городов, уменьшение их размеров, приостановление строительства в них, кризис в управлении, игнорирование влияния и последствий различных инструментов и мер отраслевой политики на пространство города, доступность его территорий, строительной деятельности, привлекательности для жизни и ведения бизнеса, их конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, стабильности и безопасности, туристического потенциала и социального процветания, предлагается изучить развитие пространства, эффективность его использования и степень важности повышения благосостояния крупных городов как руководителей государств нашей страны.

В дальнейшем, в контексте растущих глобальных цивилизационных запросов, изменения роли и положения отдельных городов в мировой системе экономических и политических систем координат, вопрос выработки новой эффективной государственной региональной политики, особенно регулирования развития крупных городов и эффективного использования их пространственного потенциала в Украине, приобретает особую актуальность.

К современным мировым тенденциям дальнейшего развития человечества можно отнести урбанизацию, демографический взрыв, метрополию, глобализацию и так далее. Эти тенденции формируют новые условия существования человека, кардинально меняя окружающую среду и способы деятельности. Интересно, что эти тенденции не только открывают новые перспективы развития человечества, но и взаимодействуют друг с другом, создавая положительные и отрицательные синергетические эффекты. Это повышает непредсказуемость социальных, экономических, социально-культурных, экологических последствий, влияет на интенсивность их развития, а также усложняет задачи, стоящие перед властью при формировании политики развития.

Естественно, что все это касается не только цивилизации в целом, мира, но и городов, поскольку город для современных урбанизированных стран можно рассматривать как первичный каркас-создающий элемент более высокого уровня социальной организации, то есть страны. Проблема функционирования городов как сложных социально-экономических систем, с их воздействием на регионы, является не только научной, но и практической, так как ее решение помогает более четко определить пути дальнейшего развития.

Определение проблем планирования и организации систем городского пространства

Каждый город состоит из зданий и свободных пространств, функционально разделенных на улицы и дороги - артерии города, площади, зеленые насаждения, набережные и прибрежные зоны, дворы и прилегающие территории. Планирование городских пространств должно быть одним из наиболее важных направлений городского планирования в целом. Во всем мире ответственность за планирование городского пространства в основном берет на себя город.

При планировании новых городов общественные пространства включаются в градостроительную документацию в общем виде. При детализации, на последующих этапах проектирования, должны быть уточнены проектные решения для типологически схожих пространств и индивидуальных, уникальных зон.

В процессе эксплуатации общественные пространства претерпевают определенные изменения даже в пределах определенной конфигурации - меняются выполняемые ими функции, меняется оборудование для ведения предпринимательской деятельности, элементы благоустройства и малые архитектурные формы, востребованные населением социальные мероприятия. Доля свободных и доступных мест в городе становится все меньше.

Планирование осуществляется в районах, которые уже разработаны городом. Свободные общественные места, заложенные в прежние времена, становятся заложниками растущей коммерциализации (временные постройки, рекламные столбы, несанкционированная торговля) и зависимы от автостоянки. Изменения, произошедшие в постсоветском обществе и экономике, никак не отражаются на городском пространстве. Их конфигурация, сложившаяся в советское время, осталась неизменной и не приобрела новых значений.

Существующие городские пространства не планируются и не планируются с учетом устаревших принципов и основ, исходя из устаревшей законодательной и нормативной базы и отсутствия базового городского анализа. Спирали основных проблем в планировании городских пространств - отсутствие цепочки: сбор статистических данных - анализ данных - прогнозирование воздействия - планирование - сбор статистических данных..... В связи с этим планирование сталкивается с определенными трудностями, которые делают невозможным существование качественного проекта.

Основные проблемы в формировании городского пространства:

Отсутствие системного подхода к планированию городских пространств:

  • отсутствие стратегии развития и программы планировки городских пространств в городе;
  • основанием для права принимать решения. Традиционная архитектурная школа советского периода не принимала во внимание вовлечение участников в процесс использования пространства. Для городов была дана четкая классификация пространств и процессов, которые должны происходить в них. Мнение общества вообще не было принято во внимание;
  • характерно отсутствие современной нормативной и законодательной базы для планирования городского пространства. Мировая практика планирования городского пространства значительно продвинулась вперед по сравнению с современными украинскими реалиями. Достаточно сказать, что в украинской законодательной базе отсутствуют базовые понятия и фундаментальная основа формирования пространств. Без внедрения обновленной нормативной базы продвижение вперед практически невозможно;
  • низкое качество принимаемых проектных решений. Проектирование свободных городских пространств происходит в "советское время" с непривлекательным дизайном, устаревшими технологиями, без использования энергетических и эффективных технологий;
  • отсутствие современных стандартов качества городского пространства. Сегодня отсутствуют стандарты качества, которые должны определять эстетический и качественный уровень элементов благоустройства и озеленения, наружной мебели, тротуара, освещения, что побуждает как государственные службы, ответственные за заказ проектов реконструкции общественных мест, так и дизайнеров и меценатов принимать непродуманные, экономически необоснованные решения, зачастую низкого эстетического качества;
  • нет прозрачного процесса поиска наилучшего решения. Конкурентная практика во всем мире - это самый демократичный способ найти лучшее решение. К сожалению, на сегодняшний день в крупных городах практически отсутствует конкурентная практика, проектные решения принимаются в одностороннем порядке, исходя из особого мнения заказчика. Выбор подрядчика при проведении государственных закупок (в качестве проектировщика, подрядной организации, производителя) основывается на наименьшей стоимости услуг, что не способствует повышению качества работ на всех уровнях. Отсутствует практика проведения проектных семинаров (мастер-классов) с участием всех заинтересованных сторон для формулирования задачи, формирования технического задания для проектировщика;
  • отсутствие механизмов влияния исполнительной власти на формирование городского пространства. После изменений в государственном законодательстве в 2011 году городские администрации Украины фактически лишены рычагов влияния на качество и эстетику формирования городского пространства и регулирования градостроительства в целом.
  • недостаток профессиональных знаний. Учитывая, что на сегодняшний день заказчик является главным экспертом проекта (институты консультативных органов - архитектурно-градостроительного совета, профсоюзы занимают неактивную позицию или ограничены в праве влияния на ситуацию), качество принимаемых проектных решений зачастую низкое. Профессионального обсуждения проблем в обществе не ведется. Исследовательские институты не существуют или не работают.

Продолжение следует...