... Когда я понял “это”, мне сильно полегчало. Хотя внешне мало что изменилось: важные проблемы решаются исключительно через понимание.
Но не обязательно со вспышками молний, или “как громом ударило!” Просто возникает ясный и понятный образ, который меняет все.
- "А что все-то?.."
Однажды утром …
Ну, конечно,“однажды”.
Однажды утром я сварил кофе и мы с женой “кушали” его, сидя на кухне. Наш попугайчик, которому предоставлена неограниченная свобода в ограниченном пространстве городской квартиры, кушал вместе с нами, подворовывая крошки со стола.
Он то красиво чичикал, то журчал, изображая звук струи из под крана. А иногда повторял фразы, которым я его научил.
“Гааспада! Пакармите папугая!”
Иногда он возмущенно орал, протестуя, что его гонят прочь от солонки (белая смерть не полезна попугаям). Его просили по-хорошему: “Филя, ну не хватит, а?!”
Но Филя не слушался. Поэтому приходилось "принимать меры".
Но попугай не сдавался. Он продолжал требовать “Покормить попугая” и опять: бочком-бочком ...
Если вдруг вы не знаете: попугаи - высоко социальные существа. То, что у нас называется “прогонять прочь”, они называют “поиграть”.
Итак, “это” случилось утром, когда попугай опять не слушался и продолжал хулиганить ...
Что говорят о “Непослушании” психологи и педагоги?
Мне кажется, что многие из них сами не понимают, о чём говорят.
90% их советов можно подвести под общий знаменатель, который я изобразил на рисунке.
Любимая логическая ошибка представителей социальных наук: психологов, педагогов и экономистов. Я стараюсь говорить об этом мягко. Но другие личности, имеющие дело с реальным миром, не стесняются и выражаются более язвительно,
Например, Р.Фейнман или Н.Талеб.
“Клин клином вышибают”
- это правда. Но все-таки другим клином. И при помощи кувалдометра.
Я пробовал не далее, как этим летом. По-другому не получается, если колун со всей дури загнал в мокрую березу.
Кажется, просто понять: если человек “не слушается, не слышит”, то на это у него есть причина.
Решать проблему “не слушания” разговаривая с человеком, который решил не слышать - довольно странная идея …
Вы не находите?
Это заблуждение не так очевидно, потому что широко распространено. Кажется, что вот-вот, прямо сейчас найду нужные слова и он(а) поймет! А если не найду сам - запишусь к психологу и он подскажет волшебную мантру ...
Картинки из прошлого для понимания настоящего
Советы таких психологов (и педагогов) напомнили мне первую лекцию по сопромату, которую читал очень неглупый преподаватель.
Лекция была о допущениях и гипотезах сопромата.
Дойдя до очередного допущения, преподаватель сказал такую вещь, которая и говорит о том, что он умный. А не психолог )).
“А вот здесь мне стыдно за сопротивление материалов”.
Речь шла о том, что одна гипотеза фактически определялась через другую, как "масло" через "маслянность", а "маслянность" через "масло." (Возможно, это были гипотезы сплошности и изотропности).
Если понимать, что “зацикливание” существует, то это не проблема.
- Стул, на котором вы сидите;
- пол, на котором стоит стул;
- помещение, в котором вы живете и работаете
- это примеры эффективности сопромата. Полезной науки с "неправильными гипотезами".
А знаете почему?
Потому, что в сопромате гипотезы и теории проверяют практикой. Сами теории не так ценны. Это больше объяснения, чем “теории” (как понимает теории большинство).
Чего не скажешь о теориях психологов и педагогов, которые ценны независимо от результатов. ))
Назад, к попугаю
Я вернусь к этой теме позже, а сейчас возвратимся к попугаю Филимошке, чтобы узнать, что я понял. И после чего мне стало легче разбираться с “непослушанием“ сына.
Что делать, если ребенок не слушается?
... Глядя, как я играюсь с попугаем, который меня не слушается, жена вдруг (конечно, “вдруг”) сказала.
- “Ты ведь на попугая не обижаешься и не злишься, когда он тебя не слушается?”
- ???
- “Так ты пойми, что наш сын только кажется большим, но он пока не намного умнее попугая. Относись к нему как к попугайчику: играйся с ним, получай удовольствие от общения. А если нужно - принимай меры. Но не заводись”.
Дальше можно написать много умного о том, что прежде, чем управлять другими, нужно научиться управлять собой и т.п. и т.д.
Но:
понимание - это не логика. Когда уже понял, то мысль можно выразить логически. Обратное же никогда не работало.
Поэтому я не буду делать "общих" выводов. До следующей статьи ))
А в то утро мне действительно сильно полегчало …
Как хорошо, что мы завели эту замечательную, непослушную птичку … А я завел такую умную жену ))
А что было потом?
Воспитание.
Долгий и нелогичный процесс, который, как река, двигаясь вперед, постоянно сворачивает с намеченного пути. И иногда даже кружится на одном месте.
Лайк? Подписка?