Verdi Giuseppe
Simon Boccanegra
Renato Bruson, Katia Ricciarelli, Ruggero Raimondi, Veriano Lucchetti, Felice Schiavi, Konstantin Sfiris, Ewald Aichberger, Anna Gonda.
Orchester und Chor der Wiener Staatsoper. Dirigent Claudio Abbado.
BMG 74321 57733 2 (2 CD 79:00 + 55:34) Rec. 1984 © 1998
Джузеппе Верди. «Симон Бокканегра». Ренато Брузон, Катя Риччарелли, Руджеро Раймонди, Вериано Луккетти, Феличе Скьяви, Константин Сфирис, Эвальд Айхбергер, Анна Гонда. Оркестр и хор Венской государственной оперы. Дирижер Клаудио Аббадо.
Еще одна запись, выпущенная в серии «Wiener Staatsoper Live», – трансляционная версия премьерного спектакля «Симон Бокканегра» от 22 марта 1984 года. Как известно, цель этой серии – представить лучшее из истории театра за послевоенное десятилетие. По заявлению инициаторов проекта, эта серия – «не только свидетельство великих музыкальных ансамблей прошлого на сцене Венской оперы, но и желание запечатлеть для будущих поколений неповторимое своеобразие одного из величайших оперных театров мира».
Действительно, без преувеличения состав исполнителей в тот вечер подобрался звездный: все ведущие партии доверены знаменитым вокалистам, за пультом – не менее именитый дирижер, а если добавить к этому имя режиссера Джорджо Стрелера, то «звездопад» будет полным. Однако, топ-состав – еще не всегда гарантия ровного и целостного исполнения, и данная запись тому наглядное подтверждение: у постановки есть лидер, фавориты, но есть и аутсайдеры.
«Симон Бокканегра» – одно из немногих вердиевских творений со сложной судьбой. Несмотря на значительные музыкальные достоинства, эта опера долгое время находилась в тени своих более востребованных публикой и исполнителями сестер. Поднятые в произведении глобальные социально-политические проблемы, выпадение из фокуса повествования любовного лейтмотива, отсутствие «ударных» номеров – все это способствовало закреплению за оперой репутации скучной и затянутой. Либретто, несмотря на попытки его усовершенствования, предпринятые через четверть века после написания оперы Арриго Бойто, оставляет впечатление запутанности и фрагментарности, перегруженности несущественными деталями и откровенного неправдоподобия. И хотя сам композитор трепетно относился к своему детищу, не оставляя попыток его улучшения, увенчавшиеся миланской редакцией 1881 года, «Бокканегра» тем не менее далек от цельности и гармоничности музыкально-драматургической конструкции, характерных для лучших творений Верди.
Тем значительнее выглядит работа Клаудио Аббадо, сумевшего придать партитуре цельность и динамизм, вскрыть все лучшее, что в ней заложено автором. Мощь и глубину этой музыки Аббадо не просто чувствует, он умеет заразить этим всех исполнителей, отчего общий эмоциональный накал оперы достигает градуса высокой экзальтации. Аббадо умеет не только грамотно окрасить необходимыми тембральными оттенками лирические и драматические эпизоды оперы, тонко градуировать особенности каждого эмоционального состояния, каждого эпизода произведения. Ему подвластно большее – он способен воссоздать атмосферу эпохи, отчего нарисованная им картина приобретает монументальность и проникновенность ренессансной фрески. И здесь высокий класс оркестра Венской оперы середины 80-х позволяет говорить о сотворчестве маэстро и его подопечных. Досадное исключение составляют узловые кульминации оперы, когда, слишком увлекшись оркестровой тканью, Аббадо забывает про вокалистов и нередко «топит» их в разбушевавшейся оркестровой пучине.
Равновеликим маэстро выступает главный герой оперы, проникновенно исполненный Ренато Брузоном. Знаменитый вердиевский баритон, великолепный актер, Брузон рисует образ шекспировского масштаба. В его пении гармонично сочетается все то, что хотел видеть в своем герое композитор – и несчастный любовник, и любящий отец, и решительный и мудрый государь, и беспощадный к врагам властелин. Это глубокое проникновение в образ достигается путем без преувеличения совершенного пения – Брузон в отличной вокальной форме, природная красота голоса здесь счастливо сочетаются со зрелым мастерством. Руджеро Раймонди (Фиеско) – суровый антипод главного героя, чей гранитный бас не дает забыть о неумолимости судьбы. В исполнении Вериано Луккетти тенор-любовник оперы, отодвинутый Верди на второй план, несколько теряет пылкость и юношеский задор – в спинтовом голосе певца скорее угадывается опытный мужчина и опытный певец, поскольку все эвересты партии взяты стабильно. Вокал Кати Риччарелли (Амелия), при всей красоте собственно голоса, сильно уступает ее партнерам – в среднем и нижнем регистре певица частенько испытывает трудности, а в ансамблях лишь «всполохи» высокотесситурных пассажей выдают присутствие героини на сцене. К сожалению, проходным получился пусть и не центральный, но немаловажный образ Паоло Альбиани в исполнении Феличе Скьяви.
Подытоживая, стоит отметить, что эта версия также ценна высоким качеством собственно записи, что не так часто встречается в трансляционных вариантах.
AudioMusic, № 2, 2004