Найти тему
Цветной Бульвар

"Бернард пишет Эстер": мое любимое стихотворение Веры Полозковой

Если бы меня попросили назвать имя главаря современной поэзии, я бы выбрала Веру Полозкову. А самое красивое, яркое и глубокое стихотворение у нее, конечно же, "Бернард пишет Эстер".

Нет, оно не об интрижке мужчины в возрасте и молоденькой девушки.

Оно - о связи двух поколений, об их общности и непримиримом конфликте, о глобальном и личном одиночестве, о нашем образе жизни.

Почему Бернард? Почему Эстер? Вера Полозкова признается, что ей легче давать редкие и не встречающиеся в России имена своим вымышленным героям, чтобы никто не принимал происходящее в стихотворении на свой счет.

Давайте прочтем стихотворение и поразмышляем над смыслом, который в нем скрыт:

Бернард пишет Эстер: «У меня есть семья и дом.
Я веду, и я сроду не был никем ведом.
По утрам я гуляю с Джесс, по ночам я пью ром со льдом.
Но когда я вижу тебя – я даже дышу с трудом».

Бернард пишет Эстер: «У меня возле дома пруд,
Дети ходят туда купаться, но чаще врут,
Что купаться; я видел все - Сингапур, Бейрут,
От исландских фьордов до сомалийских руд,
Но умру, если у меня тебя отберут».

Мы понимаем, что посвящены в тайну некоей переписки. Наши герои живут в соседних городах, странах, а может, на разных континентах. Мы мало о них знаем, как и они друг о друге. Поэтому Бернард считает нужным рассказать о себе - он взрослый, женатый человек, у него взрослые дети, в его жизни все под контролем. И лишь она - Эстер - заставляет биться сердце чаще.

Мне кажется, что эти двое встретились в интернете, в сообществе по интересам (музыка? кинематограф? литература?). Вспыхнул пожар переписки... Когда кажется, что чувствуешь человека, как себя самого...

Бернард пишет: «Доход, финансы и аудит,
Джип с водителем, из колонок поет Эдит,
Скидка тридцать процентов в любимом баре,
Но наливают всегда в кредит,
А ты смотришь – и словно Бог мне в глаза глядит».

Бернард предстает перед нами ярким представителем старого поколения, знаете, эдаким Волком с Уолл-стрит. Я даже могу себе представить, что он выглядит как Джордж Клуни или Майкл Дуглас.

Он живет ценностями 80-90-х - счет в банке, отличная кредитная история, выплаченная ипотека. Именно таким он хочет предстать перед своей новой знакомой, мол, детка, в моей жизни все тип-топ, я сам этого добился. В пору его молодости именно такие - оборотистые и предприимчивые молодые люди нравились девушкам. Дельцы. И он своим джипом, из которого раздается песня Эдит Пиаф, пытается впечатлить собеседницу.

-2

Но за его самовлюбленной и хвастливой самопрезентацией вдруг проскакивают признания: "я дышу с трудом, твой взгляд..." и т.п.

Бернард пишет «Мне сорок восемь,
как прочим светским плешивым львам,
Я вспоминаю, кто я, по визе, паспорту и правам,
Ядерный могильник, водой затопленный котлован,
Подчиненных, как кегли, считаю по головам –
Но вот если слова – это тоже деньги,
То ты мне не по словам».

Вот это - переломный момент эпистолярных отношений пары. Бернард, общаясь с представительницей "нового" поколения, вдруг смотрит на себя ее глазами. Да, жизнь - полная чаша, но в ней нет того человека, кто поймет тебя с полу слова. Его жизнь - это в первую очередь красивый фасад, за которым пустота и бизнес, в котором люди-роботы.

И он осознает, что она живет другими ценностями, дышит другим воздухом. И деньги для нее, купюры, которые он считал смыслом жизнь - дело третье.

Он чувствует ее тонкую душевную организацию и ловит себя на мысли, что ему порой не хватает слов и эмоций, чтобы находиться с этой девушкой на одной волне.

-3

И вот он отправляет еще одно, на этот раз - последнее письмо:

«Моя девочка, ты красивая, как банши.
Ты пришла мне сказать: умрешь, но пока дыши,
Только не пиши мне, Эстер, пожалуйста, не пиши.
Никакой души ведь не хватит,
Усталой моей души».

Банши в ирландском фольклоре - фея, которая умеет преображаться в несравненную красавицу.

Бернард осознает, какая пропасть лежит между ними, пусть они и живут в одно время. Она - молода и красива, она станет частью нового мира, в котором ему осталось только доживать. И его деньги, статус, бизнес - это символы его уходящей эпохи, а у нее в козырях - молодость и будущее. У нее будет то, чего он никогда не увидит и не узнает.

Эта история о двух одиноких сердцах, из разных социальных кругов, которые в наш стремительный ХХI век встретились в сети.

И разошлись.

"Не тревожь мне душу скрипка, я слезы не удержу", как говорится.

А вам нравится это стихотворение?