Найти в Дзене
Дневник оптимиста

Как строили автомобили в позднем СССР? Байка о представителе заказчика и необычных жизненных ситуациях.

Оглавление
КамАЗ -55111 с усиленным под грузоподъёмность 13 тонн шасси и платформой с задним бортом и деталями из гнутого профиля. Адрес: https://auto.ru/truck/used/sale/kamaz/5511/15904246-8b5dcdbe/?from=m
КамАЗ -55111 с усиленным под грузоподъёмность 13 тонн шасси и платформой с задним бортом и деталями из гнутого профиля. Адрес: https://auto.ru/truck/used/sale/kamaz/5511/15904246-8b5dcdbe/?from=m

Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!

Самосвалы КамАЗ-5511 для Советской Армии в общем выпуске Нефтекамского завода автосамосвалов занимали примерно одну десятую часть. Для приёмки армейской продукции на заводе присутствовали военные контролёры, которые назывались представители заказчика (ПЗ). Кратко об их работе на НЗАС и необычных жизненных ситуациях описано в этой публикации.

КамАЗ-55111 второй половины 80-х годов. Иллюстрация из книги "НЕФАЗ. Всегда в движении.
КамАЗ-55111 второй половины 80-х годов. Иллюстрация из книги "НЕФАЗ. Всегда в движении.

Как происходила приёмка военной продукции?

В подразделении представителя заказчика работало несколько человек. Среди них были военные и гражданские. Руководил подразделением полковник, отслуживший в Советской Армии положенный срок и отправленный командованием принимать автомобили для армии. Директору завода представители заказчика не подчинялись, личные их просьбы работниками завода, включая директора, выполнялись неукоснительно.

Военные контролёры приглашались на приёмку деталей и узлов представителями отдела технического контроля, которые уже осуществили приёмку своими силами. Если деталь подвергалась гальванической обработке, приёмка военными осуществлялась до и после гальваники. Принятые детали ПЗ клеймили личным ударным клеймом и ставили свою подпись и личный штамп в документах на деталь или изделие.

Цех гидроцилиндров после 2010 года. О такой красоте при Советской власти только мечтали, но не могли даже приблизиться. Иллюстрация из книги "НЕФАЗ. Всегда в движении".
Цех гидроцилиндров после 2010 года. О такой красоте при Советской власти только мечтали, но не могли даже приблизиться. Иллюстрация из книги "НЕФАЗ. Всегда в движении".

Как представители заказчика боролись за культуру производства?

В понятие «культура производства» не входил процесс внедрения новых технологий. Оно было направлено на содержание рабочих местах в чистоте и порядке: наличие технологической карты, мерительного и режущего инструмента, соответствующего технологической карте. Так же в это понятие входило организация и надлежащее содержание мест курения и отдыха, проездов и проходов, информационных стендов и наглядной агитации.

Военные представители иногда устраивали цеховикам показательную головомойку за низкую культуру производства. В большинстве случаев это «мероприятие» проводилось в начале месяца или в случае плохого настроения, вызванного не выполнением их просьб. Как правило, главный ПЗ был поборником культуры производства, но делал он это с подачи подчинённых.

Можно было наблюдать такую картину: не высокого роста с излишним весом полковник в расстегнутой шинели и при фуражке стремительно идёт по цеху. За ним семенят начальник ОТК с заместителем директора по производству. Замыкает процессию начальник цеха. Полковник указывает рукой на замеченное им «безобразие» и вопрошает: «Что это? Убрать!». Начальник цеха лихорадочно записывает замечания, остальные безмолвно следят за происходящим.

Заканчивается процедура в кабинете начальника цеха, где производится «разбор полётов», даются сроки исполнения, звучит готовность выполнить всё в кратчайшее время. Буря борьбы за культуру производства прошла. Повторно предъявлять продукцию ПЗ можно только через несколько дней.

Схема гидроцилиндра КамАЗ-5511. Иллюстрация из книги "Автомобили КамАЗ" Москва "Машиностроение" 1980.
Схема гидроцилиндра КамАЗ-5511. Иллюстрация из книги "Автомобили КамАЗ" Москва "Машиностроение" 1980.

Как выполнялся план производства военных запасных частей?

Гидроцилиндр состоит из различных деталей, самые крупные из которых называются корпус и плунжеры и изготавливаются из трубных заготовок. Плунжеры для представителя заказчика обязательно покрывались хромом в гальваническом отделении термического цеха. Для народного хозяйства плунжеры хромировались «по возможности».

Случалось так, что не все хромированные плунжеры принимались ПЗ. Мелкие забоины на торцах или след от подвески транспортного конвейера могли стать причиной отклонения. Такие плунжеры шли в «нархоз». В один из месяцев сложилась ситуация, когда цех гидроцилиндров отдал цеху сборки самосвалов все запланированные узлы ПЗ. Однако «военные» гидроцилиндры для запчастей сделать не получалось.

Военные представители наряду с производством премировались за выполнение плана по всей номенклатуре, в том числе запасные части. Руководство ПЗ и завода встревожилось. Цех гидроцилиндров посетили главный ПЗ, начальник отдела технического контроля и заместитель директора по производству с целью разобраться в ситуации и «помочь» начальнику цеха с ней справиться.

В процессе «разборок» выяснилось, что на сборочном участке есть готовые гидроцилиндры с хромированными плунжерами, не принятыми ПЗ и подготовленные к сдаче в «нархоз». Гостями новость была принята с энтузиазмом. Они приняли решение немедленно переделать документы на гидроцилиндры, предназначенные для народного хозяйства, в запасные части представителя заказчика. В течение нескольких минут договорённость обрела форму документа и гости покинули цех в хорошем настроении.

Опыт показывает, что самые строгие инструкции забываются, если забвение сулит взаимовыгодное благополучие. В любые времена самые строгие человеческие принципы ослабевают перед жаждой наживы.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх», пишите комментарии и подписывайтесь на канал – это позволит стать ему лучше.

Как освобождали штамп лонжерона надрамника кратко описано здесь.

О спутнике КамАЗа — Нефтекамском заводе автосамосвалов можно ознакомиться здесь.

О запуске производство КамАЗ-55102 читайте здесь.

Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.

С уважением и благодарностью Олег Ейский.